Налог на роскошь (недвижимость) в 2018 году

19.06.2018
0
Команда СП

Размер налоговых обязательств граждан по налогу на имущество в 2018 году возрастет по сравнению с предыдущими периодами. Обусловлено это заложенным в законодательстве механизмом постепенного увеличения налоговой нагрузки на владельцев дорогостоящего имущества. Такие активы признаются объектами роскоши, поэтому планируется сделать их содержание более затратным для владельцев. Нормы права к объектам роскоши причисляют транспортные средства (только дорогостоящие), а также определенную недвижимость.

Налог на роскошь 2018: объекты и ставки налогообложения

Попытки внедрения в налоговую систему отдельного налога на предметы роскоши в виде недвижимости предпринимались несколько лет назад. В 2014 году Госдума не одобрила законопроект о введении повышенных ставок налога на дорогую недвижимость. В первых законопроектах по этому виду налога речь шла о рыночной стоимости объектов, лимит для них устанавливался на уровне 30 млн руб. Налог на роскошь (2018) рассматривается законодателями как инструмент влияния на владельцев дорогостоящей недвижимости. Некоторые предложения сводятся к объединению налога на землю и налога на имущество. Фактически, объектом налогообложения может выступать:

  • земельный участок;
  • здание на этапе строительства;
  • жилое и нежилое помещение.

Роль «налога на роскошь» сейчас выполняет налог на имущество, который возрастает с учетом перехода на кадастровую стоимость недвижимости при расчете. На начало 2020 г. намечен полный переход всех регионов на расчет по налогу на недвижимость из кадастровой оценки, что обусловит рост налоговых обязательств владельцев не только роскошных, но и обычных квартир и домов.

На текущий момент недвижимость выделяется в группу дорогостоящей, если ее кадастровая стоимость превысила отметку 300 млн. руб., такое жилье и нежилые здания облагаются налогом в размере 2% (пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ). Как предлагается вводить так называемый «налог на роскошь» (на недвижимость) в 2018 году?

Сумма налога привязывается к кадастровой стоимости. При классификации объектов недвижимости может учитываться многокомпонентный показатель – он рассчитывается как сумма фактической оценки дома и кадастровой оценки земельного надела, на котором построено здание. Ставка может устанавливаться и корректироваться (понижаться или повышаться) региональными властями. Дифференцированные ставки могут зависеть от вида и стоимости объекта, его местонахождения, вида территории, где он расположен. То есть, вопрос для какого имущества применять повышенные ставки, решается местным законом.

Изменение действующего механизма налогообложения недвижимого имущества невозможно без корректировки всей системы взимания налогов с жилых и нежилых построек. Введение отдельного налога на роскошь всегда упиралось в то, что с предполагаемых объектов налогообложения уже взимается налог, а это может привести к двойному налогообложению.

Налог на «роскошную» недвижимость в 2018 году: особенности расчета

Преднамеренно занизить стоимость оценки имущества владельцы не смогут. Этот показатель перепроверяется специалистами Росреестра. Расчетом налогового обязательства в отношении недвижимости физических лиц занимаются налоговики, а собственники квартир и домов о суммах, подлежащих уплате в бюджет, узнают из рассылаемых ФНС уведомлений.

Сегодня для расчета налога из кадастровой стоимости максимальные ставки составляют (ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% (жилые дома, квартиры, комнаты, незавершенные объекты, гаражи и машино-места, хозпостройки до 50 кв. м на дачных участках);
  • 2% (торгово-административные центры и объекты кадастровой стоимостью выше 300 млн руб.);
  • 0,5% (прочие объекты).

Регионы вправе менять ставки в сторону уменьшения вплоть до нуля, или увеличивать не больше, чем в 3 раза. Для обеспечения плавного перехода от инвентаризационной стоимости к кадастровой, при исчислении налога по имуществу законодателями предусмотрена шкала понижающих коэффициентов. Суть этого механизма заключена в том, что инвентаризационная стоимость существенно ниже кадастровой, и если начать расчет по новым правилам сразу, величина налоговых обязательств резко возрастет. Поэтому:

  • в регионах, где действует порядок расчета с привязкой к кадастровой стоимости, используют понижающие коэффициенты (в первый год перехода на расчет из кадастровой стоимости применяется коэффициент, равный 0,2, во второй – 0,4, на третий – 0,6, на четвертый – 0,8);
  • в регионах, где за основу берется инвентаризационная цена объекта, применяют повышающие коэффициенты-дефляторы (1,425 в 2017 г. и 1,481 в 2018 г.).
Оставить комментарий