Блокировка счета банком

10.10.2018
0
Команда СП

Блокировка банковских счетов физических лиц, предпринимателей и организаций длительное время является одной из самых обсуждаемых тем. Вопрос стал «горячим», когда у банков появились дополнительные основания для заморозки денежных средств, доверенных им клиентами согласно закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Вначале блокировка счета по 115-ФЗ коснулась лиц, заподозренных в отмывании преступных доходов или террористической деятельности. А с сентября 2018 года банки получили право блокировать денежные операции, если сочтут, что они инициированы не самими клиентами, а мошенниками.

Блокировка счета юридического лица по требованию ФНС

Заблокировать счет организации банк может по различным причинам, далеко не всегда связанных с подозрениями в легализации преступных денег. Часто это делается по требованию налоговиков, которые вправе его направить при обстоятельствах, перечисленных в п. 3 ст. 76 Налогового кодекса:

  • компанией не исполнена обязанность по уплате налога;

  • своевременно не были предоставлены налоговая декларация или расчет по уплате суммы страховых взносов;

  • организация не обеспечила возможность получения от ФНС документации в электронной форме – по телекоммуникационным каналам;

  • не исполнена обязанность по передаче в налоговую службу квитанции о приеме следующих документов:

    • уведомления о вызове в ФНС;

    • требования представить запрашиваемую документацию;

    • требования о представлении необходимых пояснений.

Блокировка расчетного счета прекращается после того, как налогоплательщик выполнит свои обязательства перед ФНС. Соответствующее решение об отмене блокировки должно быть принято в течение 1-го дня, следующего за днем исполнения необходимых действий. После того, как оно поступит в банк, счет «разморозят».

Читайте также: Письмо в налоговую о разблокировке счета: образец

Блокировка счета банком по сомнительным операциям

Блокировать средства на счетах клиентов банк вправе и по собственной инициативе. Такое право финансовому учреждению предоставлено 7-й статьей Федерального закона № 115-ФЗ. Банк может «заморозить» счет, если выявлено, что один из контрагентов финансовой сделки имеет отношение к террористической или преступной деятельности.

К сомнительным операциям банки также нередко относят следующее (Методические рекомендации Центробанка № 18-МР от 21.07.2017):

  • сделки, не соответствующие уставной деятельности организации (например, решение о блокировке счетов будет обоснованным, если на счет коммерческой фирмы станут поступать благотворительные пожертвования);

  • «дробное» поступление денежных средств на счет в течение непродолжительного времени, причем каждая часть суммы меньше 600 000 рублей, то есть минимальной величины, подлежащей обязательному контролю, согласно ст. 6 закона № 115-ФЗ;

  • со счета не списываются расходы на обычную хозяйственную деятельность (за аренду помещения, коммунальные платежи и т.д.), с него не выплачивается зарплата работникам;

  • у банка имеются подозрения, что поступающие денежные переводы являются платой за незаконную предпринимательскую деятельность (например, человек занимается фрилансом, не платя налогов);

  • резко активизировались финансовые обороты – списание и поступление средств.

Блокировка счета ИП возможна по тем же причинам. Кроме того, специалисты утверждают: у сотрудников банка могут возникнуть сомнения, если индивидуальный предприниматель слишком молод (моложе 20 лет), или, напротив – преклонного возраста (старше 75 лет). Следует учесть, что, приостановив операции по счету, финансовое учреждение информирует об этом и другие банки. Поэтому открыть другой счет у банков-конкурентов после этого не получится. Индивидуальный предприниматель, если применена блокировка счета (115-ФЗ или ст.76 НК), не сможет совершить данное действие, даже если ему требуется счет для собственных нужд, а не для коммерческой деятельности.

До 30 марта 2018 года банки, замораживая денежные средства клиентов, имели право не сообщать им, на каком основании принято такое решение. Но, начиная с указанной даты, закон № 115-ФЗ был скорректирован (закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ). Теперь финансовые организации обязаны раскрывать причины блокировки счета.

Банк, посчитав сомнительной финансовую деятельность клиента, информирует его о приостановлении денежных операций (обычно звонком или СМС) и просит предоставить документы или иные доказательства, подтверждающие их законное происхождение. Но даже если клиент выполняет требование в короткий срок, быстро снять блокировку счета не удастся. В законе подобные сроки четко не прописаны, поэтому предоставленные клиентом бумаги и иные подтверждения банковские работники проверяют в соответствии с внутренним регламентом учреждения. Иногда процедура разблокировки длится несколько дней, в других случаях затягивается на 1-2 месяца.

К сожалению, гражданам приходится периодически сталкиваться со злоупотреблениями отдельных банков. В частности, в Интернете встречаются многочисленные жалобы клиентов банка Тинькофф. Блокировка счета, по их мнению, производится учреждением специально, что вынудить владельца денег перевести средства на счет другого банка, заплатив за это банку «Тинькофф» большую комиссию.

Читайте также: Черный список организаций ЦБ РФ

Блокировка счетов с 26 сентября 2018 года

Очередное новшество ожидало клиентов банка несколько недель назад. С 26 сентября 2018 года банки вправе заблокировать денежную операцию со счета, если сочтут, что произвести ее распорядился мошенник, а не владелец средств (изменения внесены в ст. 8 закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Подозрительный перевод замораживается не более чем на два дня. За это время банк должен связаться с клиентом и выяснить, действительно ли тот желает перевести деньги.

Важно понимать, что, когда таким образом действуют банки, блокировки счетов не происходит – замораживается конкретная банковская операция. Данное полномочие финансовое учреждение осуществляет в интересах клиентов. Однако на практике могут возникать ситуации, когда, напротив, клиентские интересы будут нарушены. Например, когда блокировка счетов Сбербанка или иных банковских организаций настигала граждан в путешествии, так как учреждение посчитало «неправильным» место списания денег с карты. Чтобы избежать возможных неудобств, следует предупредить банк о запланированной поездке за границу.

Оставить комментарий