МФО разделят на предпринимательские и потребительские

21.04.2015
0
Команда СП

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Микрофинансирование как эффективный инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России», сообщает пресс-служба СРО «МиР». Начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута, рассказал, что уже много лет принимает активное участие в развитии микрофинансового бизнеса. Он напомнил, что изначально под микрофинансированием понималось именно кредитование малого бизнеса, и лишь некоторое время назад появились новые игроки и новые продукты – потребительские займы. С момента появления рынок потребительских микрозаймов постоянно рос.

Сейчас, по данным Центробанка, сегмент микрозаймов для населения на конец 2014 года, составлял порядка 60% от общего объема рынка микрофинансирования. Михаил Мамута отметил, что не видит в данной ситуации ничего плохого – потребители, нуждающиеся в услугах МФО, тоже существуют и с ними надо работать. Если у граждан не будет возможности обратиться в микрофинансовые организации, то они начнут пользоваться услугами черных кредиторов, и лучше до этого не доводить.

Михаил Мамута обратил внимание участников круглого стола на то, что сегмент микрозаймов для малого и среднего бизнеса развивается медленнее, чем сегмент потребительских микрозаймов. Такая же ситуация наблюдается и в банковском кредитовании.

По мнению Михаила Мамуты, одной из причин низких темпов развития кредитования МСБ является отсутствие мотивации к созданию собственного бизнеса. С каждым годом данная сфера деятельности становилась все менее привлекательной, и последние опросы показали, что только 3% населения хотели бы создать собственный бизнес.

Михаил Мамута отметил, что в случае успешной реализации мер по стимулированию МСБ,которое сейчас предлагает государство, бизнесу потребуются средства на самых ранних этапах развития бизнеса. Мировой опыт показывает, что именно микрофинансовые институты готовы кредитовать бизнес в первый год его существования. И в Китае, и в Аргентине, и в Чили, и в других странах, где наблюдается активный рост малого бизнеса, его поддержку осуществляют микрофинансовые компании.

Сегодня есть основания полагать, что рынок микрофинансирования в России будет быстро развиваться в ближайший год. Задача ЦБ РФ состоит в том, чтобы подготовиться самим и подготовить рынок к этим изменениям. В том числе, стимулировать микрофинансовый сектор на выдачу займов малому бизнесу.

Банк России разработал ряд инструментов для поддержки микрофинансирования МСБ. Во-первых, ЦБ РФ поддерживает предложение по увеличению предельного размера микрозайма для предпринимателей до 3 млн руб. Сейчас этот вопрос прорабатывается. При этом повышать лимит кредитования физлиц необходимости нет – ограничение в 1 млн руб., которое действует сейчас, для рынка микрофинасирования достаточно.

Во-вторых, рынок МФО будет разделен на потребительские и предпринимательские микрофинансовые организации. Такое предложение поступило от Бориса Титова, уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей, и было поддержано и доработано Банком России совместно с Минэкономразвития РФ. Михаил Мамута отметил, что это необходимо как для оказания адресной государственной поддержки микрофинансовыем организациям, работающим с МСБ, так и для удобства потребителей – заемщик должен понимать, с каким видом микрофинансовых услуг он имеет дело.

На данный момент обсуждается несколько способов осуществить разделение. В частности, рассматривается вопрос внесения термина «бизнес-МФО» в закон «О развитии малого и среднего бизнеса». Основным критерием для выделения бизнес-МФО может стать доля займов МСБ в портфеле компании. По словам Михаила Мамуты, для получения статуса бизнес-МФО организация должна будет выдавать не менее 70%-80% объема займов именно на цели, связанные с развитием бизнеса. Остальные займы могут быть выданы на иные цели.

Михаил Мамута подчеркнул, что стимулирование микрозаймов для бизнеса невозможно без финансовой поддержки МФО. На сегодняшний день микрофинансовые организации испытывают недостаток банковского фондирования. Необходимо разработать стандарты взаимодействия МФО и банков, которые позволили бы обеспечить постоянное взаимодействие. Разработкой таких стандартов должно заниматься банковское и микрофинансовое сообщество при участии институтов развития, в том числе нового Единого института развития малого бизнеса, к которому перейдут функции Агентства кредитных гарантий, и других институтов.

«Микрофинансовые организации умеют работать с начинающими предпринимателями, и готовы выдавать займы на развитие бизнеса в большем объеме, – отметил директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – Мы уверены, что государственная программа поддержки малого бизнеса позволит более полно раскрыть потенциал микрофинансирования в части кредитования малых предприятий».

Оставить комментарий