Закон о приватизации помещений чиновники «затрактовали» до неузнаваемости

16.12.2008
0
Команда СП

На сайте нашей организации тема доступности помещений для малого бизнеса - самая популярная и самая "эмоциональная" и обсуждаемая. В качестве примера приведу несколько высказываний предпринимателей:

"На помещения, которые я арендую, наложен арест за долги муниципалитета. Все продают на аукционе. Просил прокурора убрать из списка арестованного имущества то, что подлежит малой приватизации. Не убирают".

"У нас в городе подписаны договоры купли-продажи со многими арендаторами. Договоры отнесли на регистрацию перехода права собственности. Но ФРС приостановила госрегистрацию и запросила справку от Комитета по управлению имуществом о том, что конкретный арендатор является добросовестным... А вопрос, как трактовать понятие "добросовестный арендатор", остается открытым".

"Пишу из Липецка... рассрочка по выкупу арендуемых площадей - 1 год, словом, собирайте чемоданы, господа предприниматели!"

"Осталось три недели. ДИГМ молчит, новых расчетов не дает, а чиновники говорят кто о 1000 рублей, кто о 1300, но для кого?"

5 августа этого года вступил в силу 159-й закон о так называемой "льготной приватизации". Прежде чем пройти все три чтения в Госдуме, законопроект обсуждался несколько лет, претерпел множественные изменения, в конце концов дал нам надежду на то, что малый бизнес сможет стать классом собственников. Но с тех пор проблем почему-то меньше не стало. Они трансформировались и получили новое звучание благодаря тому, как 159-ФЗ исполняют в регионах. Поэтому мы приняли решение заняться мониторингом реализации закона на местах.

Еще до его принятия в регионах проводились аукционы, массово расторгались договоры аренды, муниципальное имущество передавалось в МУПы. И закон, увы, не положил этому конец. В августе-октябре было продано немало муниципальных объектов, арендуемых малым бизнесом, по нашим данным, в 37 регионах России. Показательно, что в 9 из них факты нарушений были подтверждены прокуратурой.

Главная причина в том, что суть закона - а это поддержка малого бизнеса - чиновники опустили. Пополнение бюджета на скорую руку оказалось важнее слов политической воли руководства страны, буквы закона, наконец. Вот вам примеры. Департамент муниципального имущества Волгограда уведомил предпринимателей, что закон вступает в силу 1 января 2009 года и аукционы будут продолжаться. Затягивается и процесс формирования муниципальных фондов имущества. По информации от предпринимателей, местные власти Брянской, Оренбургской, Саратовской, Липецкой областей не желают формировать свои перечни имущества.

Это хорошо, что сейчас к теме начинают подключаться прокуратуры, но, как показывает опыт обращений от предпринимателей с мест, чем меньше город, тем меньше в нем управы на муниципальные власти. На местном уровне вертикаль власти словно прерывается. Свердловское интернет-издание "НЭП 08" поведало о том, как в управлении муниципальным имуществом (КУМИ) села Курганово Свердловской области предпринимателям, возмущенным продолжающимися торгами, заявили, что они в Курганово от "медведевского" указа очень далеки.

Слушаешь таких чиновников и диву даешься. Нет, не тому, что такие экземпляры в большом количестве присутствуют в органах местного самоуправления по всей стране. К этому-то наш предприниматель давно привык. И не тому, что при таких местных властях российский малый бизнес еще умудряется развиваться, создавать рабочие места. Приспособились. И даже не тому, что власти федерального и регионального уровней, как ни бьются, не могут придумать иного способа влиять на муниципалитеты, кроме как усиливать прокурорский надзор. Важнее другое. Вот сидит такой, с позволения сказать, государственный служащий, на вверенном ему имуществе и сам, по своему разумению, решает, что с этим имуществом делать. Но оно-то ему не принадлежит! Так и хочется спросить, что ты вцепился в него мертвой хваткой? О бюджете беспокоишься? Или на откат рассчитываешь? Действительно, очень далеки эти люди. И от народа. И от руководства страны. И от ее интересов. А снять их с должности нельзя. Потому как - демократия. Парадокс: за все в стране отвечают президент вместе с председателем правительства, а бал правит продукт демократии - глава муниципалитета. Я сейчас, наверное, крамольную вещь скажу, но, может, не готовы мы еще к реальной демократии? Недозрели, застряв одной ногой в советском прошлом, в котором никто ни за что не отвечал, все было общее, а значит, ничье.

Впрочем, к региональным администрациям у предпринимателей также есть претензии. В развитие 159-ФЗ регионы должны принять свои законодательные акты, определить максимальную площадь выкупаемых помещений и срок рассрочки. На сегодня из 83 субъектов РФ только 25 приняли свои законы. Еще 48 регионов разработали и планируют принять закон в ближайшее время. Впечатляют планы Амурской области и Республики Удмуртия (площадь без ограничений и 5 лет рассрочки), а также Республики Чувашии (10 000 кв. м и 5 лет).

Данные нашего мониторинга позволили нам сформировать своеобразный рейтинг. Он был представлен на Правительственной комиссии по развитию МСП, на заседании научно-консультативного совета при Генпрокуратуре. А в 2009-2010 гг. подобный мониторинг будет проводить уже минэкономразвития при участии региональных администраций. Его результаты будут докладываться в правительство ежеквартально. Серьезные меры? Безусловно. Только вот жаль, что реализация важнейшего для российского малого бизнеса закона нуждается в усиленном контроле за действиями региональных и муниципальных властей. И без этого, увы, не обойтись. Уровень сознательности у чиновников не тот.

В июле с. г. 108-ФЗ внес серьезные изменения в Закон "О защите конкуренции". Теперь органы власти обязаны предоставлять помещения в аренду только через торги. И в некоторых регионах (Новгородской, Ленинградской областях, Республике Коми и др.) местные власти расторгают с предпринимателями договоры аренды и выставляют право заключения договоров на эти же помещения на аукцион. Но уже в октябре Закон "О защите конкуренции" был дополнен новыми изменениями, разрешающими местным администрациям до 1 июля 2010 года без торгов "продлевать" сроки договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 г. Это шанс для муниципалитетов проявить себя, сделать ответственные и крайне важные для малого бизнеса шаги. Пойдут ли они на это? Вот в чем вопрос.

Напоследок о теме, которая, казалось бы, с реализацией 159-ФЗ напрямую не связана. Все чаще предприниматели - а это, как ни крути, самая активная часть нашего общества - увязывают свои проблемы с выбором, который они делают в ходе муниципальных и региональных выборов. И меня не удивляет то, что на сайте нашей организации в теме про "льготную приватизацию" появляются такие высказывания: "В следующий раз, когда пойду голосовать, очень хорошо подумаю, видимо, ошиблась. Обидно". А вот это уже тревожный звонок для тех, кто на словах поддерживает малый бизнес, но после выборов своих обещаний не выполняет.На сайте нашей организации тема доступности помещений для малого бизнеса - самая популярная и самая "эмоциональная" и обсуждаемая. В качестве примера приведу несколько высказываний предпринимателей:

"На помещения, которые я арендую, наложен арест за долги муниципалитета. Все продают на аукционе. Просил прокурора убрать из списка арестованного имущества то, что подлежит малой приватизации. Не убирают".

"У нас в городе подписаны договоры купли-продажи со многими арендаторами. Договоры отнесли на регистрацию перехода права собственности. Но ФРС приостановила госрегистрацию и запросила справку от Комитета по управлению имуществом о том, что конкретный арендатор является добросовестным... А вопрос, как трактовать понятие "добросовестный арендатор", остается открытым".

"Пишу из Липецка... рассрочка по выкупу арендуемых площадей - 1 год, словом, собирайте чемоданы, господа предприниматели!"

"Осталось три недели. ДИГМ молчит, новых расчетов не дает, а чиновники говорят кто о 1000 рублей, кто о 1300, но для кого?"

5 августа этого года вступил в силу 159-й закон о так называемой "льготной приватизации". Прежде чем пройти все три чтения в Госдуме, законопроект обсуждался несколько лет, претерпел множественные изменения, в конце концов дал нам надежду на то, что малый бизнес сможет стать классом собственников. Но с тех пор проблем почему-то меньше не стало. Они трансформировались и получили новое звучание благодаря тому, как 159-ФЗ исполняют в регионах. Поэтому мы приняли решение заняться мониторингом реализации закона на местах.

Еще до его принятия в регионах проводились аукционы, массово расторгались договоры аренды, муниципальное имущество передавалось в МУПы. И закон, увы, не положил этому конец. В августе-октябре было продано немало муниципальных объектов, арендуемых малым бизнесом, по нашим данным, в 37 регионах России. Показательно, что в 9 из них факты нарушений были подтверждены прокуратурой.

Главная причина в том, что суть закона - а это поддержка малого бизнеса - чиновники опустили. Пополнение бюджета на скорую руку оказалось важнее слов политической воли руководства страны, буквы закона, наконец. Вот вам примеры. Департамент муниципального имущества Волгограда уведомил предпринимателей, что закон вступает в силу 1 января 2009 года и аукционы будут продолжаться. Затягивается и процесс формирования муниципальных фондов имущества. По информации от предпринимателей, местные власти Брянской, Оренбургской, Саратовской, Липецкой областей не желают формировать свои перечни имущества.

Это хорошо, что сейчас к теме начинают подключаться прокуратуры, но, как показывает опыт обращений от предпринимателей с мест, чем меньше город, тем меньше в нем управы на муниципальные власти. На местном уровне вертикаль власти словно прерывается. Свердловское интернет-издание "НЭП 08" поведало о том, как в управлении муниципальным имуществом (КУМИ) села Курганово Свердловской области предпринимателям, возмущенным продолжающимися торгами, заявили, что они в Курганово от "медведевского" указа очень далеки.

Слушаешь таких чиновников и диву даешься. Нет, не тому, что такие экземпляры в большом количестве присутствуют в органах местного самоуправления по всей стране. К этому-то наш предприниматель давно привык. И не тому, что при таких местных властях российский малый бизнес еще умудряется развиваться, создавать рабочие места. Приспособились. И даже не тому, что власти федерального и регионального уровней, как ни бьются, не могут придумать иного способа влиять на муниципалитеты, кроме как усиливать прокурорский надзор. Важнее другое. Вот сидит такой, с позволения сказать, государственный служащий, на вверенном ему имуществе и сам, по своему разумению, решает, что с этим имуществом делать. Но оно-то ему не принадлежит! Так и хочется спросить, что ты вцепился в него мертвой хваткой? О бюджете беспокоишься? Или на откат рассчитываешь? Действительно, очень далеки эти люди. И от народа. И от руководства страны. И от ее интересов. А снять их с должности нельзя. Потому как - демократия. Парадокс: за все в стране отвечают президент вместе с председателем правительства, а бал правит продукт демократии - глава муниципалитета. Я сейчас, наверное, крамольную вещь скажу, но, может, не готовы мы еще к реальной демократии? Недозрели, застряв одной ногой в советском прошлом, в котором никто ни за что не отвечал, все было общее, а значит, ничье.

Впрочем, к региональным администрациям у предпринимателей также есть претензии. В развитие 159-ФЗ регионы должны принять свои законодательные акты, определить максимальную площадь выкупаемых помещений и срок рассрочки. На сегодня из 83 субъектов РФ только 25 приняли свои законы. Еще 48 регионов разработали и планируют принять закон в ближайшее время. Впечатляют планы Амурской области и Республики Удмуртия (площадь без ограничений и 5 лет рассрочки), а также Республики Чувашии (10 000 кв. м и 5 лет).

Данные нашего мониторинга позволили нам сформировать своеобразный рейтинг. Он был представлен на Правительственной комиссии по развитию МСП, на заседании научно-консультативного совета при Генпрокуратуре. А в 2009-2010 гг. подобный мониторинг будет проводить уже минэкономразвития при участии региональных администраций. Его результаты будут докладываться в правительство ежеквартально. Серьезные меры? Безусловно. Только вот жаль, что реализация важнейшего для российского малого бизнеса закона нуждается в усиленном контроле за действиями региональных и муниципальных властей. И без этого, увы, не обойтись. Уровень сознательности у чиновников не тот.

В июле с. г. 108-ФЗ внес серьезные изменения в Закон "О защите конкуренции". Теперь органы власти обязаны предоставлять помещения в аренду только через торги. И в некоторых регионах (Новгородской, Ленинградской областях, Республике Коми и др.) местные власти расторгают с предпринимателями договоры аренды и выставляют право заключения договоров на эти же помещения на аукцион. Но уже в октябре Закон "О защите конкуренции" был дополнен новыми изменениями, разрешающими местным администрациям до 1 июля 2010 года без торгов "продлевать" сроки договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 г. Это шанс для муниципалитетов проявить себя, сделать ответственные и крайне важные для малого бизнеса шаги. Пойдут ли они на это? Вот в чем вопрос.

Напоследок о теме, которая, казалось бы, с реализацией 159-ФЗ напрямую не связана. Все чаще предприниматели - а это, как ни крути, самая активная часть нашего общества - увязывают свои проблемы с выбором, который они делают в ходе муниципальных и региональных выборов. И меня не удивляет то, что на сайте нашей организации в теме про "льготную приватизацию" появляются такие высказывания: "В следующий раз, когда пойду голосовать, очень хорошо подумаю, видимо, ошиблась. Обидно". А вот это уже тревожный звонок для тех, кто на словах поддерживает малый бизнес, но после выборов своих обещаний не выполняет.

Источник: www.rg.ru

Оставить комментарий