Изменения законодательства в области государственных закупок в 2020 году обусловлены прежде всего ситуацией с коронавирусом. Ознакомимся подробнее с новшествами в сфере закупок, введенными на уровне федеральных нормативных актов различного уровня.
Контрактная система закупок: новые правила
Контрактная система в сфере закупок товаров для государственных и муниципальных нужд регулируется Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В него регулярно вносятся изменения и самые «свежие» из них обусловлены коронавирусной пандемией. К числу ключевых можно отнести новшества, введенные:
1. Законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ (полностью вступил в силу с 1 апреля 2020 г.), которым:
- установлено допущение госзакупок у единственного поставщика в условиях чрезвычайной ситуации (изменен пп. 9 п. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
- разрешено списывать неустойки поставщику при выполнении контракта в 2020 году (п. 42.1 ст. 112 закона № 44-ФЗ);
- до 31.12.2020 разрешено не устанавливать поставщику в статусе МСП требование на гарантийные обязательства по контракту, если только по нему не предусмотрен аванс (добавлен п. 64 ст. 112 закона № 44-ФЗ);
- в 2020 году сторонам контракта по соглашению разрешается изменять сроки его исполнения, цены, размер аванса, если из-за коронавируса стороны не могут исполнить свои обязательства по исходным условиям (новый п. 65 ст. 112 закона № 44-ФЗ).
2. Законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ. Данный нормативный акт также внес в основной закон о контрактной системе № 44-ФЗ значительные изменения, которые можно подразделить на 2 категории:
- вступающие в силу с 1 июля 2020 года;
- вступающие в силу с 1 января 2021 года.
С 1 июля 2020 года Закон № 124-ФЗ вносит поправки в статью 96 Закона № 44-ФЗ. Согласно изменениям:
- заказчик сможет установить в извещении на закупку требование по обеспечению не более 10% от начальной (максимальной) стоимости контракта;
- на контракт можно вообще не устанавливать требование по обеспечению, если по нему предусмотрено казначейское сопровождение;
- если казначейскому сопровождению подлежит выплата аванса, то обеспечение по контракту устанавливается за вычетом суммы аванса;
- обеспечение контракта снижается до 0,5% от начальной (максимальной) его цены (текущее правило – 5%);
- в случае, если аванс по контракту превышает 30% от его начальной (максимальной) цены, то обеспечение должно быть равным авансу;
- при выплате аванса по контракту обеспечение должно быть установлено не менее суммы аванса.
Главная норма, вступающая в силу с 1 января 2021 года по Закону № 124 - корректировка содержания ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, которая по существу установит правило о более строгой проверке участника сделки на предмет его привлечения ранее к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица (по ст. 19.28 КоАП РФ). Такая проверка будет проводиться обязательно, в то время как текущая норма, установленная ст. 31 Закона № 44-ФЗ, устанавливает только право комиссии по осуществлению закупок на ее проведение.
Контрактная система в сфере закупок регулируется не только федеральными законами, но и многими постановлениями Правительства. Важную роль играют также разъяснения ведомств.
Изменения в сфере закупок: правительственные постановления
Изменения в сфере госзакупок введены также:
1. Постановлением Правительства от 26.04.2020 № 591, изменившим Постановление от 04.07.2018 № 783).
В соответствии с данным документом заказчикам предписано списать неустойки, начисленные в 2020 г. за неисполнение поставщиком обязательств по контракту по не зависящим от него обстоятельствам, обусловленным распространением коронавирусной инфекции. Основанием для принятия решения по списанию в данном случае будут акт приемки и письменное обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта (подп. «в» п. 5 Постановления № 783).
По существу, Постановление закрепляет на нормативном уровне совместную позицию Минфина, ФАС и МЧС по признанию коронавируса обстоятельством непреодолимой силы, которое освобождает сторону контракта от неустоек (письмо Минфина № 24-06-05/26578, МЧС № 219-АГ-70, ФАС № МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
2. Постановлением Правительства от 30.04.2020 № 630. В соответствии с данным актом, поставщики вправе рассчитывать на аванс в размере до 50% от цены контракта.
3. Постановлением Правительства от 03.04.2020 № 443 были установлены особенности взаимодействия сторон контракта в рамках «нерабочих» периодов, введенных Указами Президента РФ в связи с угрозой коронавируса. Так, сроки, исчисляемые согласно закону № 44-ФЗ в рабочих днях, в указанный период исчисляют в календарных днях (без учета выходных и нерабочих праздников). А если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается такой нерабочий день.
Также нужно иметь в виду, что в 2020 году законодатель планирует уделить внимание регулированию правила «третий лишний», по которому к закупке не подпускается иностранный участник, если в конкурсе к тому моменту уже участвует два российских поставщика. В Плане мероприятий по обеспечению устойчивости экономики в условиях коронавируса от 17 марта 2020 года (п. 1.16) было сказано о предстоящей временной отмене данного правила в отношении госзакупок медицинских препаратов и изделий. Есть факты, говорящие как об активизации правила «третий лишний» (например, в отношении поставщиков медицинской мебели), так и свидетельствующие о готовности властей избегать данной протекционистской меры. В частности, недавно в СМИ появилась информация о предложении Минздрава обходить правило «третий лишний» при госзакупках лекарств по решению врачебных комиссий.
Отметим также, что Планом мероприятий от 17 марта (п. 3.9) предусмотрено снижение требований к субъектам малого и среднего бизнеса (МСП) в отношении их участия в контрактной системе в сфере госзакупок. Соответствующие нормативные акты ожидаются в середине июня 2020 года. Некоторые из преференций для МСП, как следует из рассмотренных нами выше поправок в соответствии с Законом № 98-ФЗ, уже установлены, но правомерно ожидать дополнительных.