Электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) необходима для идентификации участника торгов, проводимых на специализированных удаленных площадках. В актуальных законодательных актах ЭЦП имеет более краткое обозначение – «электронная подпись» (2-я ст. закона «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 06.04.2011), однако в деловой речи ее продолжают называть именно так. Наша статья расскажет, как сделать ЭЦП для электронных торгов, как долго она изготавливается, и какие понадобятся документы.
Электронные торги без ЭЦП: что говорит закон
Согласно действующему законодательству, участвовать в системе государственных закупок без цифровой подписи не удастся (4-я ст. закона о госзакупках № 44-ФЗ от 05.04.2013). Затруднения возникнут уже на первом этапе, когда заинтересованное лицо попытается получить аккредитацию или зарегистрироваться на электронной торговой площадке. Далее электронная подпись для участия в торгах потребуется и на других этапах:
-
для подачи заявки участником (или ее отзыва);
-
для формирования ценовых предложений;
-
для направления запросов (о разъяснении условий участия в торговых сделках);
-
для подписания заключенных соглашений, и т.д.
С 1-го июля 2018 года документы, оформляемые в процессе проведения госзакупок, подписываются с применением усиленной квалифицированной ЭЦП (3-я ст. закона № 44-ФЗ). Ранее было достаточно ее неквалифицированного варианта.
Об особенностях разных видов ЭПЦ говорится в 5-й ст. закона «Об электронной подписи» № 63-ФЗ. Главным преимуществом, которым обладает квалифицированная электронная подпись для торговых площадок, является более высокая степень защиты. Она выдается только аккредитованными удостоверяющими центрами. Их полный список опубликован на официальном сайте Минкомсвязи РФ, и в настоящий момент в него включена 491 организация.
Закон 223-ФЗ от 18.07.2011 о проведении госзакупок отдельными организациями также устанавливает, что участникам необходима электронная подпись для торгов (4-я ст. закона № 223-ФЗ), но не определяет точно, какой она должна быть – квалифицированной или нет. Торговые площадки вправе самостоятельно решить данный вопрос, но все чаще в условиях прописывается требование о квалифицированной ЭЦП.
Участие в торгах на некоторых коммерческих площадках без электронной подписи еще возможно, но на заключительном этапе подписания соглашения она все равно потребуется. Если заинтересованное в сделке лицо не имеет собственной ЭЦП, оно вправе действовать через агента. Используя свою электронную подпись, он будет представлять интересы клиента (принципала), действовать от его имени.
Читайте также: Единая информационная система в сфере закупок
Электронная подпись для торгов: как сделать
Предназначение ЭЦП – идентифицировать участника торгов и придать юридическую значимость совершаемым сделкам. Единой цифровой подписи для всех видов электронных площадок (коммерческих, федеральных, по продаже имущества банкротов) не существует. Поэтому прежде, чем заказать ЭЦП для торгов, следует определиться, на работу с какими площадками она рассчитана. Наиболее популярной является квалифицированная цифровая подпись, позволяющая участвовать в госзакупках и электронных аукционах.
Затем, чтобы оформить ЭЦП для электронных торгов, нужно пройти еще несколько этапов:
-
Выбрать удостоверяющий центр (далее – УЦ). Так как обычно выбор делается в пользу ближайшего центра, на сайте Минкомсвязи РФ есть сервис, позволяющий найти УЦ по адресу организации. Есть выборка и по другим критериям – названию или ИНН компании.
-
С УЦ заключается договор, оплачиваются его услуги. Приобретается и настраивается программное обеспечение, которое понадобится для работы с ЭЦП.
-
Изготовление ЭЦП для электронных торгов запускается после предоставления заказчиком пакета документов, определенного законом (18-я ст. закона № 63-ФЗ).
-
ЭЦП изготавливается и передается заказчику – вместе с необходимой документацией и ключами.
Как правило, на оформление ЭЦП уходит 2-3 рабочих дня. Средняя стоимость данной услуги колеблется от 6 000 до 8 000 рублей.
Читайте также: Единый агрегатор торговли (44-ФЗ)
Документы для ЭЦП для торгов на электронных площадках
Точный комплект документов, подаваемых в аккредитованный УЦ, зависит от того, кто является заказчиком – юридическое или физическое лицо. При этом всегда требуются:
-
паспорт и СНИЛС владельца сертификата;
-
документ об оплате услуг центра;
-
ИНН – для физлица, ОГРН – для юрлица или ИП;
-
документ, подтверждающий, что заявитель уполномочен действовать в интересах другого лица (например, доверенность).
Удостоверяющий центр вправе затребовать и иные документы при получении ЭЦП для участия в электронных торгах. Заказчик также заполняет бланк заявления, в котором просит выдать ему квалифицированный сертификат ЭЦП. Если интересы владельца подписи представляет агент, ему нужно предоставить агентский договор.