-
Какие изменения в законодательстве по сокращению проверок следует ожидать в ближайшее время?
-
Каковы сроки проведения проверок?
-
Какие виды деятельности подпадают под уведомительный порядок начала деятельности?
Антон Барский, корреспондент журнала
Ликвидация по указу:
обзор законопроектов о борьбе с административными барьерами
Опубликовано в журнале «Современный предприниматель» № 8 (август 2008 года)
В середине мая президент России издал указ о том, что нужно немедленно заняться «ликвидацией административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» («Современный предприниматель» писал об этом, например, в № 6 за нынешний год). Как водится, исполнительные ведомства взяли «под козырек» и направились исполнять указание главы государства. Основная нагрузка в этом деле пришлась на Минэкономразвития. Министерство выстояло, буквально за полтора месяца выдав на гора целый пакет законопроектов, один из которых уже успел стать законом, а остальные, видимо, попадут в Госдуму к началу осенней сессии.
Более того, депутаты не поленились уже после официального окончания работы Думы в начале июля собраться еще раз ради того, чтобы поговорить на эту тему. К материалам этих парламентских слушаний и прилагался полный сборник законопроектов, подготовленных Минэкономразвития.
Приватизация с нюансами
Начнем с самого «удачливого» проекта. Точнее, это уже и не проект, а полноценный Федеральный закон № 159-ФЗ, принятый Госдумой 4 июля, и подписанный президентом 22 июля. Закон носит пышное название: «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На деле же еще в период подготовки его успели окрестить законом о «малой приватизации», поскольку писали его, чтобы хоть как-то решить проблему нехватки производственных помещений для малых и средних предприятий. Основная мысль закона - разрешить «малым» арендаторам выкупать арендуемые помещения без участия в аукционе (поскольку по закону любое государственное имущество для реализации выставляется на торги), но по рыночной цене, определяемой независимым оценщиком.
Что было хорошего в изначальном проекте, так это старательно прописанные детали схемы приватизации: максимальная площадь помещений, минимальный срок аренды, в течение которого нужно добросовестно вносить арендную плату, возможность и длительность рассрочки и т. п. Причем, заложены были весьма неплохие параметры: если бы закон был принят в таком виде, то после трех лет честной аренды можно было бы выкупить помещение площадью до 500 кв. м с рассрочкой до пяти лет.
Каким-то «волшебным» образом к моменту принятия закона почти вся конкретика из него благополучно испарилась, остался лишь срок аренды - все те же три года, и процентная ставка для рассрочки - не больше 1/3 ставки рефинансирования Банка России, которая будет действовать на момент совершения сделки по приватизации.
Остальные параметры приватизации были отданы на откуп местным властям, включая право определять, какие именно помещения можно приватизировать. А закон теперь, по большому счету, устанавливает лишь общий порядок действий при выкупе помещения.
Что характерно, сами депутаты признали, что закон в том виде, в каком принят, представляет собой готовый административный барьер. Это открытым текстом заявила член думского комитета по экономической политике и предпринимательству Кира Лукьянова. Увы, самокритика запоздала.
В общем, как бы ни было обидно, что весьма приличный изначально проект низвели до привычного уже уровня неконкретности, а уповать остается только на то, что субъекты и муниципалитеты поленятся и не успеют до 1 января 2009 года принять региональные и местные нормативные акты с предельными значениями площадей и сроками рассрочки. Тогда в действие вступят нормативы, установленные Правительством РФ и, скорее всего, они будут близки к тем, что были изначально предложены в проекте закона.
Меньше разных проверок?
Самый обширный законопроект называется «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)». Предполагается, что после принятия этот закон заменит собой действующий акт с аналогичным названием.
В общем-то, по смыслу и содержанию проект близок к действующему закону. Однако авторы постарались внести в него некоторое количество прогрессивных норм.
Главное, что волнует бизнесменов, когда речь заходит о проверках, это их количество и продолжительность. Проект регламентирует и то, и другое.
Камеральные проверки, которые теперь названы документарными, должны занимать у контролеров не больше 20 дней с момента предоставления предпринимателями документов для поверки.
Плановые выездные проверки назначаются не чаще, чем раз в три года, если во время документарной проверки не удается достоверно выяснить, были нарушения или нет.
Выездная проверка тоже не должна длиться больше 20 дней. Но ее можно приостанавливать для получения информации из-за границы, для проведения экспертиз или для перевода на русский документов на иностранных языках. Но общий срок приостановления - не более двух месяцев. Причем, на срок приостановления проверки останавливаются и сроки истребования документов, в случае, если такие требования были выставлены. Предупреждать о своем плановом визите контролеры обязаны не меньше, чем за три дня до начала проверки.
Изрядно урезаны и поводы для внеплановых проверок, от них остались только сообщения о «возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций; о причинении ущерба жизни, здоровью людей или окружающей среде». О грядущей внеплановой проверке надо успеть сообщить объекту проверки не позднее, чем за 24 часа до начала.
Нанесение имущественного ущерба больше не является основанием для проверки - за защитой имущественных прав отсылают в суд.
Специально для малых предприятий сделана оговорка: внеплановая проверка возможна только после согласования с прокурором субъекта Федерации. Несоблюдение этого требования обернется для проверяющих аннулированием результатов проверки.
Для «малышей» и «середняков» установлен и годовой лимит проверок: 70 часов - для малых предприятий, и 15 часов в год - для микропредприятий соответственно.
«На закуску» можно упомянуть, что за «грубые нарушения» правил проведения контроля результаты проверок могут быть признаны недействительными. К таким нарушениям помимо уже упомянутого согласования с прокурором, законодатели отнесли нарушение сроков уведомления о проверках, нарушение оснований для назначения выездной проверки, превышение сроков длительности контрольных мероприятий на малых и средних предприятиях.
Впрочем, при всей привлекательности, без ложки дегтя законопроект не обошелся: все эти положения не распространяются на перечисленные в законе определенные виды контроля. И в первую очередь - на налоговый контроль. А также - на банковский, бюджетный, валютный, прокурорский надзор, контроль на финансовых рынках, на действия, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий, дознанием и предварительным следствием. Короче говоря, можно не надеяться, что налоговики ограничат свои проверки 70 часами в год. Они по-прежнему будут проверять по полной.
Деятельность без разрешения
Тот же законопроект, речь о котором велась выше, содержит и еще одно любопытное положение: для определенных сфер деятельности он вводит уведомительный порядок начала деятельности. То есть, после регистрации и постановки на налоговый учет, по мысли законодателей, не придется дожидаться разрешения на работу. Достаточно будет отправить уведомление в адрес «уполномоченного органа» (какой конкретно орган будет «уполномочен», в законе не говорится, но, возможно, это будет налоговая служба), и можно приступать к делам. Если уведомление отправляется по почте - то с момента отправки почтового отправления с описью вложения. При личном представлении уведомления - с момента его регистрации в соответствующем органе.
Под уведомительный порядок пока подпадают гостиничные и бытовые услуги, общественное питание, оптовая и розничная торговля и коммерческая перевозка пассажиров автотранспортом, в котором не больше 20 пассажирских мест, и коммерческая перевозка грузов больше 2,5 тонн.
После отправки уведомления чиновники не вправе будут требовать от предпринимателей получения разрешений и согласований для ведения этих видов деятельности.
«Уполномоченный орган» будет регистрировать все поступающие уведомления и проводить по ним документарную проверку для подтверждения сведений, содержащихся в уведомлении. Предполагается, что форму уведомления и перечень сведений, которые должны будут в них содержаться, установит Правительство РФ.
Заметим, что «уведомительная» часть закона должна вступить в силу на полгода позже основной - пока предполагается 1 июля 2009 года.
Разное
В общем списке законопроектов, направленных на борьбу с административными барьерами, помимо вышеперечисленных, содержатся еще два, о которых имеет смысл сказать коротко.
Во-первых, это проект по замене обязательного лицензирования деятельности на страхование гражданской ответственности. В документе прописаны требования к договору страхования, требования к страховой компании и даже случаи, в которых страховщик не несет ответственности перед третьими лицами. Кроме того, этот же законопроект предлагает поправку в закон о лицензировании - введение упрощенного порядка продления лицензии в случае, если в периоде действия лицензии не было допущено грубых нарушений порядка ведения деятельности.
И еще один проект предполагает замену обязательной сертификации на «декларирование соответствия». Проблема в том, что в законопроекте не раскрывается суть понятия «декларирование соответствия». Но можно догадаться, что совсем сертификацию отменять не собираются. Предполагается, что две системы обеспечения качества будут действовать параллельно. Причем, изменения по поводу декларирования соответствия вносятся не много не мало - в 19 действующих законов, среди которых Трудовой кодекс, законы «О железнодорожном транспорте», «О безопасности пищевых продуктов», «О ветеринарии» и др.