Вопросы от Пенсионного фонда

- Стоит ли ожидать проверки от фонда?
-
Кто вправе оштрафовать коммерсанта за нарушения пенсионного законодательства?
- Какие нарушения встречаются чаще?
Татьяна Елькина, эксперт журнала
Вопросы от Пенсионного фонда
Проверка взносов, отчетности и регистрации
Опубликовано в журнале "Современный предприниматель" № 2 (февраль 2008 года)
Налоговая служба поручила работникам Пенсионного фонда усилить со своей стороны контроль за правильностью расчетов и уплаты пенсионных взносов, а также усилить работу по взысканию недоимок, систематически проводить сверки по начисленным суммам, включая пени и штрафы. Все эти меры связаны с проверками Генеральной прокуратуры, которые выявили задолженности фирм и бизнесменов по взносам. В частности, за 3 последних года долг увеличился более чем на 77,3 млрд руб. (по состоянию на 1 октября 2007 года). Об этом говорится в письме ФНС России от 7 декабря 2007 г. № ГВ-6-05/950.
Сотрудничество ведомств
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (далее – Закон), контроль за исчислением и уплатой пенсионных взносов осуществляют налоговые инспекторы. Именно в УФНС коммерсанты представляют все предусмотренные декларации и расчеты по взносам. Выявив задолженность или иные нарушения, которые так или иначе связаны с оплатой труда и соответственно пенсионным страхованием, контролеры сообщат об этом в ПФР.
Наиболее распространены недоимки по уплате страховых взносов. В течение 2 месяцев с момента выявления долга инспекторы передают в ПФР подтверждающие нарушение документы, в частности, декларацию. На этом полномочия налоговой службы прекращаются. Решение о привлечении к ответственности и о сумме штрафа принимают работники фонда. Получив информацию, они могут ограничиться телефонным звонком и приглашением бизнесмена на беседу, но у них есть право взыскать задолженность, оштрафовать либо прийти с проверкой. Штраф за неуплату взносов составляет 20 процентов от неуплаченных сумм.
Поэтому, если у вас была налоговая проверка, в ходе которой были выявлены какие-то нарушения, в ближайшее время не исключено общение с Пенсионным фондом. Кстати, прокуроры в ходе своих ревизий указали на слабое взаимодействие ведомств. Так что не исключено, что инспекторы попытаются усилить эту сторону своей работы. А это означает, что выявленные недочеты будут сообщаться в ПФР.
Закон предоставляет пенсионщикам возможность проводить документальные (выездные) проверки1. У проверяющих из фонда довольно ограниченные права. Инспекторы вправе проверить индивидуальные сведения о трудовом стаже и заработке сотрудников.
Какие-либо иные документы не входят в их компетенцию. Они не контролируют порядок расчета и уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. Это обязанность налоговых работников.
Инспекторы из ПФР проверят наличие у работников страховых свидетельств. Если численность работников менее 30 человек, контролеры изучат весь персонал. В противном случае, инструкция рекомендует им просмотреть 7 процентов данных, при этом в выборку попадут различные категории сотрудников. Изучаются такие документы: штатное расписание, приказы о приеме и увольнении, договоры трудовые и гражданско-правового характера, предметом которых было выполнение работ и оказание услуг, авторские и лицензионные соглашения. Также проверяют сведения о трудовом стаже, для чего будет запрошена первичка по учету кадров: личные карточки работников, трудовые книжки, табели учета рабочего времени и зарплаты, приказы об отпусках, справки о простоях. Все формы приводятся в постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.
Результаты проверки, как и все другие, оформляются актом. По результатам контроля они вправе потребовать от коммерсанта в течение 2 недель устранить выявленные нарушения либо оштрафовать. Конечно, вынося решение о штрафе, ведомство должно соблюдать общую процедуру, иметь доказательства нарушения. Одного акта, где даже не говорится о привлечении к ответственности, не достаточно (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2007 г. № А55-10887/07).
Электронные штрафы
Непосредственно в Пенсионный фонд индивидуальные предприниматели представляют только персонифицированную отчетность.
Формы содержатся в постановлении правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п и подать их нужно до 1 марта. Без этих сведений работники фонда не смогут разнести на счета граждан начисленные и уплаченные взносы. Отсутствие сведений вполне может спровоцировать проверку. По данным Пенсионного фонда на 1 октября 2007 года, более 300 организаций не представили сведения за 2006 год, и это сведения только по крупным задолженностям.
Если работников более 10 человек, отчетность представляется в электронном виде. Лучше обратиться в фонд не в последний день. Если дискета не читается или обнаружится ошибка, отчетность не будет принята. Не исключено, что и при повторном визите выявятся недочеты. В итоге, сведения представляются позже установленного срока. Тогда придется писать письма в фонд с объяснением причин опоздания. Нередко фонд идет навстречу, принимая сведения без каких-либо санкций, но может и оштрафовать. Чтобы быть готовым к такой ситуации, повторно представляя сведения, требуйте от работников фонда протокол, где будет указываться, что данные представлялись, но дискета не читалась или были ошибки в отчете. Такие бумаги помогут в случае спора и начисленных санкций, если коммерсант решит их оспаривать в суде (таблица). Но, стоит сказать, что в большинстве случаев пенсионщики лояльно относятся к бизнесменам. В своем письме от 14 декабря 2004 г. № КА-09-25/13379 они рекомендуют управлениям, решая вопрос об опозданиях со сдачей персонифицированной отчетности, избегать формального подхода при начислении штрафов в случаях опоздания или подачи ошибочных данных.
Кстати, штраф за непредставление или подачу неполных сведений составляет 10 процентов от причитающихся за год взносов (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). Санкции применяются только в отношении тех лиц, за кого данные отсутствовали или сведения были ошибочные (письмо ПФР от 28 июня 2006 г. № КА-09-26/6784).
Пример В штате ИП Семенова состоит 25 работников. В ходе проверки инспекторы обнаружили, что сведения о 3 сотрудниках не подавались. В этом случае штраф составит 10 процентов от годовой суммы взносов за этих 3 работников.
Хотя нередко санкции начисляют исходя из всей суммы. Но это неправомерно.
Таблица. Споры в сфере представления персонифицированных данных
№ п/п |
Суть дела |
Постановление |
1 |
Первоначально сведения за 2006 год представлены 12 февраля 2007 года, но из-за ошибок фонд их не принял. Позднее, 15 февраля, данные представлены повторно, но тоже обнаружились ошибки. Недочеты отражались в протоколе, составленном фондом 16 февраля. Окончательный исправленный вариант сведений общество представило 2 марта 2007 года. Фактически за пределами установленного срока. Суд указал, что первоначально сведения поданы вовремя. Ошибки, обнаруженные 16 числа, исправлены в 2-недельный срок. Таковой предусмотрен письмом ПФР от 14 декабря 2004 г. № КА-09-25/13379. Поэтому в данном случае нарушений нет | Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2007 г. № Ф09-9953/07-С1 |
2 |
Первоначально сведения за 2006 год представлены 28 февраля 2007 года. Это подтверждается штампом отдела организации персонифицированного учета и росписью должностного лица. Иных дат на этих документах нет. Данные фонд не принял, поскольку по одному из работников подавалась не полная информация – отсутствовал номер пенсионного страхования. Работник ранее не состоял на учете в фонде и получил свидетельство только 10 марта, полные сведения представлены 19-го числа. В данной ситуации суд также посчитал санкции необоснованными | Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2007 г. № А28-4248/2007-180/16 |
3 |
Поскольку штраф за несвоевременное представление персонифицированной отчетности не был уплачен, работники фонда обратились в суд. Здесь необходимо следовать налоговому законодательству. С иском в суд инспекторы могут обратиться не позднее 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления акта (срок исковой давности взыскания штрафа). В данной ситуации о правонарушении стало известно 1 марта 2006 года, и обращение в суд 25 апреля 2007 года состоялось за пределами пресекательного срока (ст. 115 НК РФ). Поэтому во взыскании штрафа суд отказал | Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2007 г. № А14-3479/2007 |
4 |
Доводы о том, что данные поданы не в полном объеме суд не принял, поскольку ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности не указывалось, какие сведения не представлены. Сведения приняты фондом 20 февраля 2006 года, что подтверждается отметкой управления на ведомости уплаты страховых взносов на пенсионное страхование | Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2007 г. № КА-А40/4554-07 |
5 |
Страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в поданных данных и представил исправленные сведения, поэтому суд сделал вывод об отсутствии его вины. Арбитры указали на письмо Пенсионного фонда 14 декабря 2004 г. № КА-09-25/13379, где указано, что в подобных ситуациях ведомство рекомендует своим управлениям не применять финансовые санкции. Штраф был отменен | Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2007 г. № А65-18213/2006-СА1-23 |
6 |
Согласно отчетности, сумма взносов составляла 8499 руб., а согласно реестру поступлений платежей, в фонде числилась величина 9495 руб. За представление недостоверных сведений ПФР выставил штраф. Суд не поддержал ведомство. Уплаченная сума взносов превышала ту, что указывалась в документах. В данной ситуации права и интересы застрахованных лиц не нарушены, а обязанность по уплате страховых взносов исполнена | Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2007 г. № КА-А40/2507-07 |
7 |
За непредставление сведений штраф начисляется по статье 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ. Нормы КоАП РФ, в частности, санкции по статье 19.7 за непредставление в госорган сведений, предусмотренных законом (300-500 руб. для ИП), в данном случае не применимы. Как и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, он предусматривает штраф в 1000 руб. за непредставление сведений, оговариваемых данным законом. В свою очередь, требование о персонифицированной отчетности содержится в Законе № 27-ФЗ, поэтому выставленный штраф в 16 806 руб. судьи отказались заменять иной санкцией | Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2007 г. № КА-А40/6051-0 |
Постановка на учет
Коммерсант может быть зарегистрирован в ПФР по двум основаниям.
Первое – в качестве индивидуального предпринимателя. Здесь никаких документов подавать не нужно. Налоговая, сразу после госрегистрации бизнесмена, должна направить сведения пенсионщикам, а те в течение 5 дней поставить коммерсанта на учет. После этого они должны выдать лично или направить по почте уведомление о регистрации (п. 8 порядка № 197п). Если уведомления нет, стоит обратиться в ПФР лично, возможно документы затерялись.
Вторая причина постановки на учет – наемные работники. Здесь коммерсант должен самостоятельно обращаться в фонд. Зарегистрироваться нужно в течение 30 дней с момента заключения договора. За несвоевременную постановку на учет предусмотрен штраф в сумме 5 тыс. руб., если опоздание более 90 дней – 10 тыс. руб. (ст. 27 Закона). Отметим, что большинство споров связано именно с постановкой на учет. Для кого-то сумма приемлемая, иные коммерсанты обращаются в суд.
Срок давности для нарушения – 3 года с момента совершения. Например, ИП заключил договор 1 января 2004 года, значит до 1 февраля 2004 года он должен был обратиться в ПФР. После 1 февраля 2007 года (спустя 3 года) инспекторы не вправе его оштрафовать. Дата привлечения к ответственности – день, указанный в решении о привлечении к ответственности. Несмотря на то, что период длительный, пенсионщики не укладываются в него. Надо сказать, происходит это весьма часто. А штраф, выставленный за пределами этого срока, судьи отменят (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2007 г. № Ф09-8952/07-С1).
Отметим, Закон оговаривает фиксированную сумму штрафа, но судьи могут ее уменьшить. Например, при наличии смягчающих обстоятельств.
Правда, являются те или иные причины таковыми, остается на усмотрение арбитров. Практика показывает, что в отношении бизнесменов они чаще всего лояльны. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 15 ноября 2007 г. № А12-5622/2007-с10 снизил санкцию с 5 до 2 тыс. руб., поскольку коммерсант впервые привлечен к ответственности, у него отсутствуют долги по взносам, кроме того, неуплата не повлекла никаких негативных последствий.
1Методические рекомендации по организации и проведению проверок утверждены постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п.