Что такое инвентаризация
Инвентаризация — это сверка фактического остатка ценностей компании и состояния финансовых обязательств с данными, представленными в бухгалтерских документах.
Процедура осуществляется посредством пересчета, взвешивания, обмер имущества на складах, в производстве, на торговых площадках, в кассах, на банковских счетах и др.
К объектам инвентаризации относят:
- основные средства компании;
- товарно-материальные ценности, в том числе и готовую продукцию;
- денежные средства;
- ценные бумаги и денежные документы;
- нематериальные активы (НМА).
Обязательно проверяются и финансовые обязательства, к которым относятся кредиторская и дебиторская задолженности, а также сформированные резервы.
Инвентаризации подлежит не только собственное, но и арендованное имущество организации, а также ценности, находящиеся на ответственном хранении.
Существует ряд требований к этой процедуре:
- Инвентаризация проводится комиссией, утвержденной приказом руководителя компании.
- Инвентаризуемое имущество реально пересчитывается.
- Процедура проходит с привлечением материально ответственных лиц.
- Инвентаризация носит непрерывный и внезапный (для МОЛ) характер.
ВНИМАНИЕ! С 1 апреля 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» и перестанет действовать приказ Минфина № 49. Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.
Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Цели проведения инвентаризации имущества и обязательств
Основная цель инвентаризации — это выявление фактического наличия имущества (снятие остатков) и сопоставление этих данных с информацией бухгалтерского учета (наличие излишка или недостачи). Соответственно, проверяется не только сохранность тех или иных объектов, но и полнота отражения сведений о них в регистрах учета.
В рамках мероприятия осуществляется также контроль за соблюдением правил хранения ценностей и выявляются следующие проблемы:
- наличие товаров с истекшим или близким к завершению сроком годности;
- порча;
- пересортица;
- наличие неиспользуемых материальных ценностей, которые стоит реализовать.
Виды инвентаризации имущества и обязательств
Виды инвентаризации выделяются по нескольким признакам.
В зависимости от полноты охвата проверка бывает:
- Полной — проверяются все объекты.
- Частичной — инвентаризируется один или несколько видов объектов или обязательств.
В зависимости от характера выделяют следующие виды инвентаризации:
- Плановая — проводится в соответствии с планом-графиком инвентаризации в установленные сроки.
- Внеплановая — осуществляется вне плана-графика по решению администрации компании с целью обеспечения дополнительного контроля за сохранностью определенного вида имущества.
В зависимости от способа проведения проверки инвентаризация может быть:
- Сплошной — проверяется весь имущественный фонд предприятия, в том числе ценности, принятые на ответственное хранение, или все ценности и обязательства в отношении определенного объекта учета (в частности, проводится проверка всех товаров по местам продажи и хранения).
- Выборочной — объекты проверяются частично (например, инвентаризируются товары, находящиеся на определенном складе в случае смены кладовщика).
График проведения инвентаризации имущества и обязательств
Обязанность проведения инвентаризации закреплена в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ст. 11). Но в какие сроки необходимо проводить проверку и как осуществлять эту процедуру ? В этом стоит разобраться подробнее.
Сроки проведения
В соответствии с бухгалтерским законодательством РФ, руководство самостоятельно определяет частоту и периодичность инвентаризаций в соответствии с особенностями функционирования компании. Но в ряде случаев проведение инвентаризационных мероприятий обязательно. Так, проверка проводится, если:
- компания подлежит ликвидации или реорганизации (кроме случаев реорганизации в форме преобразования);
- смена руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной, бригадной материальной ответственности);
- необходимо оценить последствия ущерба при возникновении чрезвычайной ситуации;
- меняется материально ответственное лицо;
- требуется подтверждение факта кражи либо порчи имущества;
- предстоит передача ценностей третьим лицам.
Кроме того, инвентаризация обязательно проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (в четвертом квартале отчетного года).
Выходит, что полная проверка имущества и обязательств предприятия проводится не реже, чем раз в год. Сроки инвентаризации перед оформлением итоговых отчетов: с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Если баланс и приложения к нему составляются без проведения инвентаризационных мероприятий, налоговая вправе наложить на должностных лиц организации штраф.
Этапы проведения
Порядок инвентаризации имущества и обязательств организации регламентирован Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49. Однако, с 1 апреля 2025 года он утратит силу и станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».
Первый этап инвентаризации
Первый этап — издание приказа либо распоряжения руководителя компании. В этом документе прописываются следующие моменты:
- Устанавливается перечень объектов, подлежащих проверке.
- Назначается комиссия, состоящая минимум из трех человек (это могут быть представители администрации, бухгалтеры, сотрудники соответствующих отделов и т. д.). Однако, в инвентаризационную комиссию не могут входить материально ответственные лица, участок работы которых проверяется (они только присутствуют при инвентаризации).
- Указываются лица, ответственные за документальное оформление результатов проверки.
- Устанавливаются сроки, в которые должны завершиться контрольные мероприятия и оформление документов по инвентаризации.
Существует унифицированный бланк такого приказа: ИНВ-22.
Но руководство организации вправе издать распоряжение в свободном формате. Главное, чтобы в этом акте присутствовали обязательные реквизиты из ст. 9 закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ и необходимые данные.
Что надо сделать до начала инвентаризации, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо заполняет расписку, в которой указывает, что все перешедшие под его ответственность ценности оприходованы, списаны, а документы на них оформлены соответствующим образом и переданы в бухгалтерию. Текст расписки содержится в инвентаризационной описи (формы ИНВ-1, ИНВ-3). Если на предприятии вместо унифицированных бланков используются акты, составленные в свободной форме, расписка может быть оформлена, как отдельный документ.
Второй этап инвентаризации
Второй этап инвентаризации — это снятие фактических остатков.
Ценности, учитываемые по массе, взвешиваются, по количеству — пересчитываются, а по объему и длине — обмеряются. При этом обязательно делаются поправки на нормы естественной убыли. Если инвентаризация на складе длится более суток, помещение по окончании рабочего дня опечатывается.
Несколько иначе проверяются финансовые обязательства. Суммы дебиторских и кредиторских задолженностей сопоставляются с данными из актов сверки с контрагентами. Сличаются не только размеры долгов, но и даты их образования, а также промежуточные расчеты.
Аналогичным образом проверяются и расчеты с сотрудниками, резервы и т. д.
Третий этап инвентаризации
Результаты инвентаризации заносятся в сличительные ведомости ИНВ-18 (19) и описи. Для разных групп активов предусмотрены свои унифицированные формы таких документов:
- по основным средствам — форма ИНВ-1;
- по НМА — ИНВ - 1а;
- по материальным ценностям — форма ИНВ-3, в отдельных случаях оформляют ярлык ИНВ-2, форму ИНВ-4, ИНВ-5, ИНВ-6;
- по драгметаллам, изделиям из них, по драгоценным камням — ИНВ-8, -9;
- по незавершенным ремонтам ОС — ИНВ - 10;
- по расходам будущих периодов — ИНВ-11;
- по наличным средствам – форма ИНВ-15;
- по бланкам документов строгой отчетности и ценным бумагам — ИНВ-16;
- по расчетам с контрагентами – форма ИНВ-17.
В этих документах фигурируют наименования ценностей, места их хранения, даты принятия к учету, сведения о фактическом наличии имущества, полученные в ходе инвентаризации, и количественно-суммовые данные бухгалтерского учета по этим же позициям. Пример: инвентаризационная опись по ценностям ИНВ-3.
Подведение итогов инвентаризации
Обобщаются результаты инвентаризации по всем объектам в ведомости ИНВ-26 (при наличии излишков, недостачи).
Статья по теме: Формы документов для оформления инвентаризации Инвентаризация активов и обязательств компании — это обязательная процедура, результаты которой подтверждают сведения о состоянии предприятия, объединенные в блоке годовой бухотчетности. Инвентаризация проводится отдельно по каждому виду активов и обязательств. Это делается на основании соответствующей документации. Рассмотрим, какими документами необходимо оформить инвентаризацию. ПодробнееПо итогам проверки возможно возникновение следующих ситуаций:
- совпадение фактических остатков с учетными данными;
- недостача — остатки по данным бухгалтерского учета превышают фактические;
- излишек — фактические остатки превышают бухгалтерские;
- пересортица — ценности единого наименования и в одном и том же количестве, но разного сорта одновременно находятся и в излишках, и в недостачах (например, по итогам инвентаризации выявлены 3 кг муки высшего сорта и 3 кг муки первого сорта).
Завершается инвентаризация подписанием документов (описи, актов, ведомостей) членами комиссии и материально ответственными лицами и составлением протокола. Затем, оформляется приказ об утверждении итогов инвентаризации.
Итоги
Итак, инвентаризация имущества и обязательств представляет собой сверку фактических остатков имущества с данными бухгалтерского учета. Основная цель мероприятия: контроль за сохранностью ценностей организации и проверка полноты учетных данных.
Проведению проверки предшествует издание приказа. Сама инвентаризация осуществляется посредством снятия фактических остатков (пересчет, обмер, взвешивание, осмотр) и сопоставления этой информации с учетными данными. Итоги проверки соответствующим образом документируются. Вся процедура проходит в соответствии с нормами действующего законодательства.