Что такое инвентаризация
Инвентаризация – это сверка фактического остатка ценностей и состояния финансовых обязательств с данными, представленными в бухгалтерских документах.
Процедура осуществляется посредством пересчета, взвешивания, измерения имущества на складах, в производстве, на торговых площадках, в кассах, на банковских счетах и т. д.
К объектам инвентаризации относят:
- основные средства компании;
- товарно-материальные ценности;
- готовую продукцию;
- денежные средства;
- ценные бумаги и денежные документы;
- нематериальные активы.
Обязательно проверяются и финансовые обязательства, к которым относятся кредиторская и дебиторская задолженности, а также сформированные резервы.
Инвентаризации подлежит не только собственное, но и арендованное имущество организации, а также ценности, находящиеся на ответственном хранении.
Существует ряд требований к этой процедуре:
- Инвентаризация проводится утвержденной приказом руководителя комиссией.
- Инвентаризуемое имущество реально пересчитывается.
- Процедура проходит с привлечением материально ответственных лиц.
- Инвентаризация носит непрерывный и внезапный (для МОЛ) характер.
ВНИМАНИЕ! С 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.
Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Цели проведения инвентаризации имущества и обязательств
Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия имущества (снятие остатков) и сопоставление этих данных с информацией бухгалтерского учета. Соответственно, проверяется не только сохранность тех или иных объектов, но и полнота отражения сведений о них в бухгалтерских регистрах.
В рамках мероприятия осуществляется также контроль за соблюдением правил хранения ценностей и выявляются следующие проблемы:
- наличие товаров с истекшим или близким к завершению сроком годности;
- порча;
- пересортица;
- наличие неиспользуемых материальных ценностей, которые стоит реализовать.
Виды инвентаризации имущества и обязательств
Виды инвентаризации выделяются по нескольким признакам.
В зависимости от полноты охвата проверка бывает:
- Полной – проверяются все объекты.
- Частичной – инвентаризируется один или несколько видов объектов или обязательств.
В зависимости от характера выделяют следующие виды инвентаризации:
- Плановая – проводится в соответствии с графиком в установленные сроки.
- Внеплановая – осуществляется вне графика по решению администрации компании с целью обеспечения дополнительного контроля за сохранностью определенного вида имущества.
В зависимости от способа проведения проверки инвентаризация может быть:
- Сплошной – проверяется весь имущественный фонд предприятия, в том числе ценности, принятые на ответственное хранение.
- Выборочной – объекты проверяются частично (например, инвентаризируются товары, находящиеся на определенном складе в случае смены кладовщика).
График проведения инвентаризации имущества и обязательств
Обязанность проведения инвентаризации закреплена в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ст. 11). Но в какие сроки необходимо проводить проверку и как осуществлять эту процедуру? В этом стоит разобраться подробнее.
Сроки проведения
В соответствии с бухгалтерским законодательством РФ руководство самостоятельно определяет частоту и периодичность инвентаризаций в соответствии с особенностями функционирования компании. Но в ряде случаев проведение инвентаризационных мероприятий обязательно. Так, проверка проводится, если:
- компания подлежит ликвидации или реорганизации;
- сменяется руководство фирмы;
- штат предприятия сокращается более чем на 50 %;
- необходимо оценить последствия ущерба при возникновении чрезвычайной ситуации;
- сменяется материально ответственное лицо;
- требуется подтверждение факта кражи либо порчи имущества;
- предстоит передача ценностей третьим лицам.
Кроме того, инвентаризация обязательно проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Выходит, что полная проверка имущества и обязательств предприятия проводится не реже чем раз в год. Сроки инвентаризации перед оформлением итоговых отчетов – с 1 октября по 31 декабря. Если баланс и приложения к нему составляются без проведения инвентаризационных мероприятий, налоговая вправе наложить на должностных лиц организации штраф.
Этапы проведения
Порядок инвентаризации имущества и обязательств организации регламентирован Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
Первый этап – издание приказа либо распоряжения руководителя. В этом документе прописываются следующие моменты:
- Устанавливается перечень объектов, подлежащих проверке.
- Назначается комиссия, состоящая минимум из трех человек (это могут быть представители администрации, бухгалтеры, сотрудники соответствующих отделов и т. д.).
- Указываются лица, ответственные за документальное оформление результатов проверки.
- Устанавливаются сроки, в которые должны завершиться контрольные мероприятия и оформление документов по инвентаризации.
Существует унифицированный бланк такого приказа – ИНВ-22.
Но руководство организации вправе издать распоряжение в свободном формате. Главное, чтобы в этом акте присутствовали обязательные реквизиты и данные.
Что надо сделать до начала инвентаризации, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо заполняет расписку, в которой указывает, что все перешедшие под его ответственность ценности оприходованы или списаны, а документы на них оформлены соответствующим образом и переданы в бухгалтерию. Текст расписки содержится в инвентаризационной описи (формы ИНВ-1, ИНВ-3). Если на предприятии вместо унифицированных бланков используются акты, составленные в свободной форме, расписка может быть оформлена как отдельный документ.
Второй этап инвентаризации – снятие фактических остатков.
Ценности, учитываемые по массе, взвешиваются, по количеству – пересчитываются, по объему и длине – измеряются. При этом обязательно делаются поправки на нормы естественной убыли. Если инвентаризация на складе длится более суток, помещение по окончании рабочего дня опечатывается.
Несколько иначе проверяются финансовые обязательства компании. Суммы дебиторских и кредиторских задолженностей сопоставляются с данными из актов сверки с контрагентами. Сличаются не только размеры долгов, но и даты их образования, а также промежуточные расчеты.
Аналогичным образом проверяются другие финансовые обязательства – расчеты с сотрудниками, резервы и т. д.
Результаты инвентаризации заносятся в сличительные ведомости и описи. Для разных групп активов предусмотрены свои унифицированные формы таких документов:
- по основным средствам – форма ИНВ-1;
- по материальным ценностям – форма ИНВ-3;
- по ценностям, принятым на ответственное хранение, – форма ИНВ-5;
- по наличным средствам – форма ИНВ-15;
- по расчетам с контрагентами – форма ИНВ-17.
В этих документах фигурируют наименования ценностей, места их хранения, даты принятия к учету, сведения о фактическом наличии имущества, полученные в ходе инвентаризации, и количественно-суммовые данные бухгалтерского учета по этим же позициям. Пример – инвентаризационная опись по ценностям на ответственном хранении ИНВ-5.
Обобщаются результаты инвентаризации по всем объектам в ведомости ИНВ-26.
Статья по теме: Формы документов для оформления инвентаризации Инвентаризация активов и обязательств компании — это обязательная процедура, результаты которой подтверждают сведения о состоянии предприятия, объединенные в блоке годовой бухотчетности. Инвентаризация проводится отдельно по каждому виду активов и обязательств. Это делается на основании соответствующей документации. Рассмотрим, какими документами необходимо оформить инвентаризацию. ПодробнееПо итогам проверки возможно возникновение следующих ситуаций:
- совпадение фактических остатков с учетными данными;
- недостача – остатки по данным бухгалтерского учета превышают фактические;
- излишек – фактические остатки превышают бухгалтерские;
- пересортица – ценности единого наименования, но разного сорта одновременно находятся и в излишках, и в недостачах.
Завершается инвентаризация подписанием документов членами комиссии и материально ответственными лицами.
Итоги
Итак, инвентаризация имущества и обязательств представляет собой сверку фактических остатков имущества с данными бухгалтерского учета. Основная цель мероприятия – контроль за сохранностью ценностей организации и проверка полноты учетных данных. Проведению проверки предшествует издание приказа. Сама инвентаризация осуществляется посредством снятия фактических остатков (пересчет, измерение, взвешивание) и сопоставления этой информации с учетными данными. Итоги проверки соответствующим образом документируются. Вся процедура проходит в соответствии с нормами действующего законодательства.