Инвентаризация имущества и обязательств

30.11.2023
0
Инвентаризация имущества и обязательств – это основной способ контроля за сохранностью ценностей предприятия. Мероприятие проводится по строго определенным правилам и соответствующим образом оформляется документально. Это довольно сложная процедура, требующая соблюдения норм законодательства.

Что такое инвентаризация

Инвентаризация – это сверка фактического остатка ценностей и состояния финансовых обязательств с данными, представленными в бухгалтерских документах.

Процедура осуществляется посредством пересчета, взвешивания, измерения имущества на складах, в производстве, на торговых площадках, в кассах, на банковских счетах и т. д.

К объектам инвентаризации относят:

  • основные средства компании;
  • товарно-материальные ценности;
  • готовую продукцию;
  • денежные средства;
  • ценные бумаги и денежные документы;
  • нематериальные активы.

Обязательно проверяются и финансовые обязательства, к которым относятся кредиторская и дебиторская задолженности, а также сформированные резервы.

Инвентаризации подлежит не только собственное, но и арендованное имущество организации, а также ценности, находящиеся на ответственном хранении.

Существует ряд требований к этой процедуре:

  • Инвентаризация проводится утвержденной приказом руководителя комиссией.
  • Инвентаризуемое имущество реально пересчитывается.
  • Процедура проходит с привлечением материально ответственных лиц.
  • Инвентаризация носит непрерывный и внезапный (для МОЛ) характер.

ВНИМАНИЕ! С 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.

Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Цели проведения инвентаризации имущества и обязательств

Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия имущества (снятие остатков) и сопоставление этих данных с информацией бухгалтерского учета. Соответственно, проверяется не только сохранность тех или иных объектов, но и полнота отражения сведений о них в бухгалтерских регистрах.

В рамках мероприятия осуществляется также контроль за соблюдением правил хранения ценностей и выявляются следующие проблемы:

  • наличие товаров с истекшим или близким к завершению сроком годности;
  • порча;
  • пересортица;
  • наличие неиспользуемых материальных ценностей, которые стоит реализовать.
Статья по теме: Инвентаризация кассы Инвентаризация кассы проводится перед составлением годовой бухотчетности, при смене материально-ответственного лица (МОЛ) и в случае обнаружения фактов злоупотребления, хищения или порчи ценностей. Рассмотрим перечень документов для оформления инвентаризации кассы. Также, разберем порядок работы в программе 1С, проводки, налоговый учет излишков и недостачи в кассе. Подробнее

Виды инвентаризации имущества и обязательств

Виды инвентаризации выделяются по нескольким признакам.

В зависимости от полноты охвата проверка бывает:

  1. Полной – проверяются все объекты.
  2. Частичной – инвентаризируется один или несколько видов объектов или обязательств.

В зависимости от характера выделяют следующие виды инвентаризации:

  1. Плановая – проводится в соответствии с графиком в установленные сроки.
  2. Внеплановая – осуществляется вне графика по решению администрации компании с целью обеспечения дополнительного контроля за сохранностью определенного вида имущества.

В зависимости от способа проведения проверки инвентаризация может быть:

  1. Сплошной – проверяется весь имущественный фонд предприятия, в том числе ценности, принятые на ответственное хранение.
  2. Выборочной – объекты проверяются частично (например, инвентаризируются товары, находящиеся на определенном складе в случае смены кладовщика).

График проведения инвентаризации имущества и обязательств

Обязанность проведения инвентаризации закреплена в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ст. 11). Но в какие сроки необходимо проводить проверку и как осуществлять эту процедуру? В этом стоит разобраться подробнее.

Сроки проведения

В соответствии с бухгалтерским законодательством РФ руководство самостоятельно определяет частоту и периодичность инвентаризаций в соответствии с особенностями функционирования компании. Но в ряде случаев проведение инвентаризационных мероприятий обязательно. Так, проверка проводится, если:

  • компания подлежит ликвидации или реорганизации;
  • сменяется руководство фирмы;
  • штат предприятия сокращается более чем на 50 %;
  • необходимо оценить последствия ущерба при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • сменяется материально ответственное лицо;
  • требуется подтверждение факта кражи либо порчи имущества;
  • предстоит передача ценностей третьим лицам.

Кроме того, инвентаризация обязательно проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Выходит, что полная проверка имущества и обязательств предприятия проводится не реже чем раз в год. Сроки инвентаризации перед оформлением итоговых отчетов – с 1 октября по 31 декабря. Если баланс и приложения к нему составляются без проведения инвентаризационных мероприятий, налоговая вправе наложить на должностных лиц организации штраф.

Этапы проведения

Порядок инвентаризации имущества и обязательств организации регламентирован Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.

Первый этап – издание приказа либо распоряжения руководителя. В этом документе прописываются следующие моменты:

  1. Устанавливается перечень объектов, подлежащих проверке.
  2. Назначается комиссия, состоящая минимум из трех человек (это могут быть представители администрации, бухгалтеры, сотрудники соответствующих отделов и т. д.).
  3. Указываются лица, ответственные за документальное оформление результатов проверки.
  4. Устанавливаются сроки, в которые должны завершиться контрольные мероприятия и оформление документов по инвентаризации.

Существует унифицированный бланк такого приказа – ИНВ-22.

Скачать образец формы ИНВ-22

Но руководство организации вправе издать распоряжение в свободном формате. Главное, чтобы в этом акте присутствовали обязательные реквизиты и данные.

Что надо сделать до начала инвентаризации, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо заполняет расписку, в которой указывает, что все перешедшие под его ответственность ценности оприходованы или списаны, а документы на них оформлены соответствующим образом и переданы в бухгалтерию. Текст расписки содержится в инвентаризационной описи (формы ИНВ-1, ИНВ-3). Если на предприятии вместо унифицированных бланков используются акты, составленные в свободной форме, расписка может быть оформлена как отдельный документ.

Второй этап инвентаризации – снятие фактических остатков.

Ценности, учитываемые по массе, взвешиваются, по количеству – пересчитываются, по объему и длине – измеряются. При этом обязательно делаются поправки на нормы естественной убыли. Если инвентаризация на складе длится более суток, помещение по окончании рабочего дня опечатывается.

Несколько иначе проверяются финансовые обязательства компании. Суммы дебиторских и кредиторских задолженностей сопоставляются с данными из актов сверки с контрагентами. Сличаются не только размеры долгов, но и даты их образования, а также промежуточные расчеты.

Аналогичным образом проверяются другие финансовые обязательства – расчеты с сотрудниками, резервы и т. д.

Результаты инвентаризации заносятся в сличительные ведомости и описи. Для разных групп активов предусмотрены свои унифицированные формы таких документов:

В этих документах фигурируют наименования ценностей, места их хранения, даты принятия к учету, сведения о фактическом наличии имущества, полученные в ходе инвентаризации, и количественно-суммовые данные бухгалтерского учета по этим же позициям. Пример – инвентаризационная опись по ценностям на ответственном хранении ИНВ-5.

Скачать образец формы ИНВ-5

Обобщаются результаты инвентаризации по всем объектам в ведомости ИНВ-26.

Статья по теме: Формы документов для оформления инвентаризации Инвентаризация активов и обязательств компании — это обязательная процедура, результаты которой подтверждают сведения о состоянии предприятия, объединенные в блоке годовой бухотчетности. Инвентаризация проводится отдельно по каждому виду активов и обязательств. Это делается на основании соответствующей документации. Рассмотрим, какими документами необходимо оформить инвентаризацию. Подробнее

По итогам проверки возможно возникновение следующих ситуаций:

  • совпадение фактических остатков с учетными данными;
  • недостача – остатки по данным бухгалтерского учета превышают фактические;
  • излишек – фактические остатки превышают бухгалтерские;
  • пересортица – ценности единого наименования, но разного сорта одновременно находятся и в излишках, и в недостачах.

Завершается инвентаризация подписанием документов членами комиссии и материально ответственными лицами.

Итоги

Итак, инвентаризация имущества и обязательств представляет собой сверку фактических остатков имущества с данными бухгалтерского учета. Основная цель мероприятия – контроль за сохранностью ценностей организации и проверка полноты учетных данных. Проведению проверки предшествует издание приказа. Сама инвентаризация осуществляется посредством снятия фактических остатков (пересчет, измерение, взвешивание) и сопоставления этой информации с учетными данными. Итоги проверки соответствующим образом документируются. Вся процедура проходит в соответствии с нормами действующего законодательства.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Закончила Оренбургский государственный университет по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Опыт работы бухгалтером с 2007 года.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий