Инвентаризационная опись ИНВ-5

03.10.2022
0
Команда СП
Периодически все организации и предприятия проводят инвентаризацию ТМЦ – проверку соответствия фактического наличия ценностей данным бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации оформляются специальным первичным документом – описью по форме ИНВ-5. Что это за акт? Как его правильно заполнить? Кто занимается составлением документа? Когда его нужно оформлять? Об этом и многом другом читайте в статье.
Бланк формы № ИНВ-5
Проверено экспертом
Образец формы № ИНВ-5
Проверено экспертом

Как проводится инвентаризация

Проведению инвентаризации предшествует выход соответствующего приказа или распоряжения. Этот документ обязательно подписывается руководителем субъекта хозяйствования и содержит следующие пункты:

  • указание о необходимости проведения инвентаризации ТМЦ на определенную дату;
  • состав инвентаризационной комиссии (это как минимум трое сотрудников);
  • назначение председателя комиссии;
  • период проведения – дата начала и окончания проверки;
  • дата сдачи инвентаризационной описи;
  • указание лица, ответственного за исполнение приказа или распоряжения.

Существует даже унифицированный вариант такого распорядительного документа – ИНВ-22. Но при желании можно издать постановление или приказ в свободной форме. Важно, чтобы в акте присутствовали вышеперечисленные элементы.

Статья по теме: Правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей Правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей регламентированы Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Рассмотрим, как правильно провести ревизию ТМЦ. Подробнее

С приказом под подпись знакомятся члены комиссии и материально ответственные лица. На основании этого документа кладовщики, завхозы и другие материально ответственные лица допускают комиссию к проверке.

О нюансах проведения инвентаризации ТМЦ рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Форма ИНВ-5

Статья по теме: Формы документов для оформления инвентаризации Инвентаризация имущества и обязательств компании – обязательная процедура, результаты которой подтверждают сведения о состоянии предприятия, объединенные в блоке годовой финансовой отчетности. Проводится инвентаризация отдельно по каждому виду активов и обязательств. Процесс проверки имеет под собой законодательную базу нормативных актов и опирается на блок внутрифирменной, разработанной субъектом, документации. Важная роль при этом отводится документальному оформлению проверки и ее итогов. Рассмотрим, какими документами оформить инвентаризацию. Подробнее

Форма инвентаризационной описи ИНВ-5 утверждена постановлением Госкомстата РФ № 88 от 18.08.1998. Структура документа настолько продумана и удобна, что он в практически неизменном виде используется и в наши дни. Допустимо составление описи в свободной форме. Но на практике всё же пользуются преимущественно актом ИНВ-5.

Форму условно можно разделить на четыре части: титульный лист, расписка, таблица и резюме.

Титульная часть

Здесь представлены установочные данные по предприятию: полное наименование, ОКПО, код вида деятельности. В соответствующую строку вписывается структурное подразделение организации, в котором проводится проверка. В подавляющем большинстве случаев это конкретный склад и его номер. Обязательно указываются даты начала и окончания инвентаризации. Нередко они совпадают.

В специальном окне проставляется номер и дата инвентаризационной описи.

Расписка

После титульной части располагается расписка материально ответственного лица. Уполномоченный сотрудник подтверждает своей подписью тот факт, что на момент проверки все необходимые документы были подготовлены и сданы в бухгалтерию, а ценности оприходованы и приняты на склад. В этом разделе обязательно указывается дата снятия остатков.

Табличная часть

В табличной части содержатся данные о хранящихся на предприятии ценностях и их движении. Строки таблицы заполняются по мере проведения сверки фактического наличия ТМЦ в местах хранения и информации об этих объектах в бухгалтерских документах.

Учетная часть содержит следующие пункты:

  • порядковый номер операции;
  • наименование и ОКПО поставщика либо получателя ТМЦ;
  • данные о товаре – название и номенклатурный код;
  • место хранения имущества – номер склада, место, ячейка;
  • дата принятия объекта на хранение;
  • информация о документе, по которому ТМЦ были приняты на хранение, – наименование акта, его дата и номер;
  • единица измерения объекта (шт., л, кг и т. д.) и код этой единицы по ОКЕИ;
  • фактическое наличие ценностей (их количество и общая стоимость);
  • наличие ТМЦ по данным документов бухгалтерского учета (также количество и стоимость).

Наличие расхождения в последних столбцах (разница между фактическим состоянием дел и данными бухгалтерского учета) – недоработка бухгалтера или материально ответственного лица. Это основание для заполнения сличительной ведомости по форме ИНВ-19.

Итоговая часть

После того как комиссия проверила наличие ценностей в месте хранения, заполняется заключительная часть формы ИНВ-5. В соответствующей строке цифрами и прописью указывается общая стоимость всех ТМЦ. Затем председатель и члены комиссии расписываются за то, что произведена сверка фактического наличия товаров с бухгалтерскими данными о них. Если кто-то из этих сотрудников не согласен с итогами проведения проверки, он делает рядом со своей подписью соответствующую пометку.

Ниже расположены поля для подписей материально ответственных лиц. МОЛ подтверждают, что не имеют претензий к работе инвентаризационной комиссии. Форму обязательно подписывает бухгалтер, который контролирует произведенные в акте вычисления.

Что делать, если при заполнении документа допущена ошибка?

Делать ошибки в форме ИНВ-5 нежелательно. Но такое вполне возможно. Исправления в документе допустимы. Для этого нужно просто аккуратно зачеркнуть неверные данные, сверху написать правильную информацию, поставить рядом дату корректировки, подпись исправителя и сделать пометку «Исправленному верить».

Форма ИНВ-5 – инвентаризационная опись – обобщает в себе итоги проведенной инвентаризации. Это важный первичный документ, подтверждающий сдачу и оприходование ценностей. Акт удобен тем, что в его табличной части сразу видны расхождения между данными бухгалтерского учета ТМЦ и их фактическим наличием.

Бланк формы № ИНВ-5
Проверено экспертом
Образец формы № ИНВ-5
Проверено экспертом
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Первичные документы
Оставить комментарий