Управление кредиторской задолженностью предприятия

14.03.2018
0
Команда СП

В структуре пассивов баланса одно из основных мест занимает кредиторская задолженность. От того, как построено управление кредиторской задолженностью предприятия, во многом зависят результаты его деятельности, а в некоторых случаях – и само существование. Рассмотрим способы управления кредиторской задолженностью и их влияние на деятельность компании.

Понятие и основные методы управления кредиторской задолженностью

Под кредиторской задолженностью или, как ее часто называют, – кредиторкой, понимают все долговые обязательства предприятия. В нее входят не только расчеты с поставщиками или покупателями (при получении авансов), но и долги по заработной плате, налогам, страховым взносам, кредитам и займам и т.п.

Методы управления кредиторской задолженностью предприятия зависят от категории долга, но можно выделить несколько основных, применяемых практически всегда:

  1. Определение нормативов по общему объему и структуре задолженности.
  2. Регулярный мониторинг кредиторки в разрезе сроков с целью недопущения появления просрочек.
  3. Анализ оборачиваемости задолженности и работа по снижению периода оборота.
  4. Особый контроль за «специфическими» видами задолженности, нарушения сроков по которым могут привести к возникновению серьезных проблем для бизнеса.

Определения оптимального объема и рациональной структуры кредиторской задолженности

Для определения общей величины кредиторской задолженности можно воспользоваться коэффициентом покрытия. Этот показатель определяется как:

Кп = ОА / КО, где

ОА – оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства),

КО – краткосрочные обязательства (для большинства предприятий они, главным образом, состоят из кредиторской задолженности различных видов).

Отсюда:

КЗ = КО = ОА / КП

Нормативное значение коэффициента покрытия находится в диапазоне от 1,5 до 2,5, отсюда оптимальная сумма кредиторской задолженности равняется:

КЗ = 0,4 х ОА … 0,7 х ОА

Также кредиторскую задолженность сравнивают с одной из частей оборотных активов – т.е. с дебиторской задолженностью. В общем случае кредиторка не должна быть ниже, чем дебиторская задолженность (естественно, с учетом структуры).

В целом можно сказать, что управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия – это единый процесс, осуществляемый сходным методами.

Структура кредиторки является оптимальной, если ее основную часть составляет задолженность по расчетам с контрагентами, связанным с текущей деятельностью. Чем большую долю в структуре долгов занимают авансы, полученные от покупателей, тем лучше.

А вот к увеличению задолженности за счет расчетов по заработной плате или с бюджетом следует подходить с осторожностью.

Совершенствование управления кредиторской задолженностью в данном случае заключается в определении ее оптимальной величины и структуры в зависимости от особенностей конкретного бизнеса.

Текущий анализ задолженности по срокам и расчет показателей оборачиваемости

Задолженность следует рассматривать не только по видам, но и в разрезе сроков погашения. Это позволяет, во-первых, не допускать появления просрочек, а во-вторых – анализировать показатели оборачиваемости. Коэффициент оборачиваемости кредиторки рассчитывается двумя способами:

Ко = В / КЗ, или

Ко = СС / КЗ

В знаменателе в обоих случаях находится средняя за рассматриваемый период величина задолженности, а в числителе – выручка или себестоимость проданной за период продукции (товаров).

Ко показывает, сколько раз предприятие в среднем за период погасило свои текущие долги. Чем этот показатель больше, тем лучше. Его также следует сравнивать с аналогичным показателем оборачиваемости дебиторской задолженности.

Вообще методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия во многом сходны и часто применяются совместно.

Работа с «особыми» видами кредиторки

Существует ряд видов кредиторской задолженности, требующих особого контроля. Дело в том, что нарушения сроков по этим видам может привести к серьезным проблемам для бизнеса.

  1. Задолженность по заработной плате, налогам и другим обязательным платежам. Нарушения сроков оплаты в этой области могут повлечь за собой существенные штрафы, а в некоторых случаях и уголовное преследование руководителей компании.
  2. Задолженность по кредитам и займам. Здесь просрочки платежей также ведут к штрафам, но одними штрафами потери могут не ограничиться. Обычно кредиты и займы выдаются под залог, поэтому при систематических нарушениях сроков платежа компания рискует потерять часть своих активов.

Вывод

Управление кредиторской задолженностью – одна из важнейших частей управления пассивами. Оно позволяет оптимально использовать ресурсы предприятия и обеспечить финансовую безопасность его деятельности. Для достижения максимального эффекта управление дебиторской и кредиторской задолженностью нужно осуществлять совместно.

Оставить комментарий