Акт на списание основных средств

10.06.2024
0
Акт на списание основных средств оформляется, когда у организации возникает необходимость снять с учета оборудование, транспортное средство или иные активы. Основные причины списания — это неисправимая поломка, физический износ, моральное устаревание, уничтожение, кража и другие причины, препятствующие использованию основных средств, их продаже. Акт составляют на основании данных из приказа о списании ОС и первичной документации по учету активов. Оформленный документ подают на утверждение директору, без его подписи акт не будет иметь законной силы.

Какие задачи выполняет акт на списание ОС

Акт на списание основных средств (образец заполнения можно найти ниже) выполняет следующие функции:

Сколько лет хранятся инвентарные карточки по выбывшим объектам ОС, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Обязательно ли составлять данный акт? Да, обязательно, т.к. он является основанием для списания имущества, которое числится на балансе. Без акта бухгалтерия не сможет официально снять объект с учета.

Процедура списания ОС проводится специальной комиссией. Члены комиссии должны удостоверить факт наличия износа и других дефектов, а затем составить акт на списание. Комиссия должна состоять как минимум из 3 человек. Ее состав утверждается руководством организации. Как правило, членами комиссии являются штатные работники (бригадир, инженер и др.). При необходимости можно пригласить экспертов из других организаций.

Разработана ли единая форма акта на списание ОС

Организации могут оформлять акт на списание основных средств по унифицированной форме № ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Но следует учитывать, что для снятия с учета автотранспорта данная форма не подходит, так как для него разработан отдельный бланк № ОС-4а. Форму № ОС-4б рекомендуется использовать, если списанию подлежит сразу несколько объектов ОС.

Также, предприятия вправе разрабатывать бланки акта списания самостоятельно. При этом они должны быть утверждены в учетной политике. Бланк документа должен соответствовать требованиям, указанным в п. 2-4 ст. 9 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. По своей сути это должно быть заключение комиссии о возможности снятия с учета непригодных к использованию активов.

Как составить акт на списание ОС по унифицированной форме № ОС-4

В первую очередь необходимо заполнить титульную часть документа. Здесь указывают:

  • наименование организации, код по ОКПО;
  • структурное подразделение компании;
  • фамилию и инициалы, табельный номер материально ответственного лица — сотрудника;
  • реквизиты приказа (номер и дата оформления);
  • дату списания активов с бухучета.

Далее указывают номер акта и дату его составления, должность и подпись руководителя (с расшифровкой), причину списания основного средства.

Следующий этап — это заполнение трех таблиц:

  1. Первая таблица предназначена для отображения информации о состоянии объекта ОС на дату списания. Здесь прописывают наименование активов, дату выпуска (постройки) и принятия к бухгалтерскому учету, фактический срок эксплуатации, сумму начисленной амортизации и другие данные.
  2. Во вторую таблицу вносят краткую характеристику объекта ОС (здесь можно проставить прочерки в случае оформления дефектной ведомости на списание ОС и соответствующего приказа на ее основании). Под таблицей нужно прописать заключение комиссии о том, что имущество подлежит списанию. Обязательно надо указать, почему ОС нельзя использовать (например, моральное и физическое устаревание, уничтожение вследствие пожара и др.), а также привести реквизиты документов, на основании которых сделан такой вывод — например, приказа о прекращении использования и списания с бухучета ОС, оформленного на основании дефектной ведомости на списание ОС. Ниже все члены комиссии должны поставить свои подписи с расшифровкой.
  3. В третьей таблице указывают данные о расходах, которые организация понесла в связи со списанием ОС, а также о материальных ценностях, поступивших от их списания.

Акт на списание ОС составляется как минимум в 2 экземплярах, один из которых нужно передать в бухгалтерию, а второй — ответственному лицу. При необходимости можно оформить дополнительные экземпляры акта для руководства или представителей сторонних организаций. Заверение печатью не обязательно.

Ниже мы приводим образец дефектной ведомости на списание ОС, приказа о списании ОС и пример заполнения акта списания объекта (форма ОС-4).

Дефектная ведомость на списание ОС: образец

Приказ о прекращении использования и списания с бухучета ОС: образец

Акт списания объекта (форма ОС-4): образец

Итоги

Акт на списание ОС нужно оформлять тогда, когда у компании появляется необходимость снять с учета оборудование, ТС или другие активы из-за их физического, морального износа, уничтожения, утери и иных аналогичных причин. Образец акта на списание ОС приведен выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Основные средства
Оставить комментарий