Какие задачи выполняет акт на списание ОС
Акт на списание основных средств (образец заполнения можно найти ниже) выполняет следующие функции:
- фиксирует процесс выбытия ОС на основании п. 40 ФСБУ 6/2020;
- служит основной для внесения записи о выбытии в инвентарную карточку списываемых объектов;
- используется для формирования в бухучете проводок (по списанию ОС и др.).
Сколько лет хранятся инвентарные карточки по выбывшим объектам ОС, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Обязательно ли составлять данный акт? Да, обязательно, т.к. он является основанием для списания имущества, которое числится на балансе. Без акта бухгалтерия не сможет официально снять объект с учета.
Процедура списания ОС проводится специальной комиссией. Члены комиссии должны удостоверить факт наличия износа и других дефектов, а затем составить акт на списание. Комиссия должна состоять как минимум из 3 человек. Ее состав утверждается руководством организации. Как правило, членами комиссии являются штатные работники (бригадир, инженер и др.). При необходимости можно пригласить экспертов из других организаций.
Разработана ли единая форма акта на списание ОС
Организации могут оформлять акт на списание основных средств по унифицированной форме № ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Но следует учитывать, что для снятия с учета автотранспорта данная форма не подходит, так как для него разработан отдельный бланк № ОС-4а. Форму № ОС-4б рекомендуется использовать, если списанию подлежит сразу несколько объектов ОС.
Также, предприятия вправе разрабатывать бланки акта списания самостоятельно. При этом они должны быть утверждены в учетной политике. Бланк документа должен соответствовать требованиям, указанным в п. 2-4 ст. 9 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. По своей сути это должно быть заключение комиссии о возможности снятия с учета непригодных к использованию активов.
Как составить акт на списание ОС по унифицированной форме № ОС-4
В первую очередь необходимо заполнить титульную часть документа. Здесь указывают:
- наименование организации, код по ОКПО;
- структурное подразделение компании;
- фамилию и инициалы, табельный номер материально ответственного лица — сотрудника;
- реквизиты приказа (номер и дата оформления);
- дату списания активов с бухучета.
Далее указывают номер акта и дату его составления, должность и подпись руководителя (с расшифровкой), причину списания основного средства.
Следующий этап — это заполнение трех таблиц:
- Первая таблица предназначена для отображения информации о состоянии объекта ОС на дату списания. Здесь прописывают наименование активов, дату выпуска (постройки) и принятия к бухгалтерскому учету, фактический срок эксплуатации, сумму начисленной амортизации и другие данные.
- Во вторую таблицу вносят краткую характеристику объекта ОС (здесь можно проставить прочерки в случае оформления дефектной ведомости на списание ОС и соответствующего приказа на ее основании). Под таблицей нужно прописать заключение комиссии о том, что имущество подлежит списанию. Обязательно надо указать, почему ОС нельзя использовать (например, моральное и физическое устаревание, уничтожение вследствие пожара и др.), а также привести реквизиты документов, на основании которых сделан такой вывод — например, приказа о прекращении использования и списания с бухучета ОС, оформленного на основании дефектной ведомости на списание ОС. Ниже все члены комиссии должны поставить свои подписи с расшифровкой.
- В третьей таблице указывают данные о расходах, которые организация понесла в связи со списанием ОС, а также о материальных ценностях, поступивших от их списания.
Акт на списание ОС составляется как минимум в 2 экземплярах, один из которых нужно передать в бухгалтерию, а второй — ответственному лицу. При необходимости можно оформить дополнительные экземпляры акта для руководства или представителей сторонних организаций. Заверение печатью не обязательно.
Ниже мы приводим образец дефектной ведомости на списание ОС, приказа о списании ОС и пример заполнения акта списания объекта (форма ОС-4).
Дефектная ведомость на списание ОС: образец
Приказ о прекращении использования и списания с бухучета ОС: образец
Акт списания объекта (форма ОС-4): образец
Итоги
Акт на списание ОС нужно оформлять тогда, когда у компании появляется необходимость снять с учета оборудование, ТС или другие активы из-за их физического, морального износа, уничтожения, утери и иных аналогичных причин. Образец акта на списание ОС приведен выше в статье.