Списание ОС при УСН

16.11.2022
0
Списание ОС при УСН возможно. Но имеет ряд нюансов. Как и когда возможно списание ОС при УСН? Каков порядок оформления процедуры? Ответы на эти и другие вопросы разберем далее в статье.

Справочно

Напомним: начиная с 2022 г. все коммерческие и некоммерческие структуры в обязательном порядке применяют новый стандарт ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Он утвержден Приказом Минфина № 204н от 17.09.2020.

Под исключение подпадают только бюджетные организации (п. 2 ФСБУ 6/2020). Отчасти сюда причисляют малые предприятия, которые ведут упрощенный бухучет и вправе не применять отдельные положения данного стандарта.

Статья по теме: Порядок учета основных средств по ФСБУ 6/2020 С начала 2022 года все организации обязаны применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства». В статье мы коснемся принципиальных нововведений в области учета имущества организаций. Подробнее

Когда списывают основные средства

Согласно новому ФСБУ основные средства – это актив, который характеризуется сразу несколькими признаками, обозначенными п. 4 стандарта.

Списание ОС при работе на упрощенке производится, по тем же причинам, что и на общем режиме. Случается, что объект списывают до того, как закончится СПИ (срок полезного использования). Согласно п. 40 ФСБУ 6/2020 объект ОС могут списать по таким причинам:

  1. Физический, моральный износ объекта, его не способность приносить в последующем экономическую выгоду. При этом продать его либо возобновить использование не представляется возможным. Остается только демонтировать, утилизировать.
  2. Фактическое выбытие объекта из-за передачи его другому лицу по разным основаниям (в связи с продажей, меной, как вклад в капитал иной компании, проч.).
  3. Физическое выбытие объекта по разным основаниям: из-за утраты, пожара, стихийного бедствия, проч. ЧС.
  4. Использование объекта стало невозможным из-за окончания предельного срока (иных предельных параметров) эксплуатации.
  5. Организация, где использовался объект, прекратила деятельность, а возможность его дальнейшего использования в последующей деятельности отсутствует.

Списывая тот либо иной объект, суммы накопившейся амортизации, как и обесценивания, по п. 42 ФСБУ разрешено относить на снижение его начальной (переоцененной) стоимости.

Пример списания объекта ОС

Допустим, у компании есть авто стоимостью 600 тыс. руб., а накопленная амортизация составляет 120 тыс. руб. В процессе эксплуатации автомобиль получил серьезные повреждения, из-за которых дальнейшее его использование и восстановление стало невозможным.

Авто разобрали на запчасти, обратившись за соответствующими услугами к сторонней компании и заплатив за это 37 тыс. руб. После разборки остались запчасти, которые можно использовать в дальнейшем. Их стоимость составила 100 тыс. руб.

ДТ

КТ

Название операции

02

01

снижение начальной стоимости объекта ОС (авто) на накопленную амортизацию (120 тыс. р.):

10

01

учет стоимости запчастей (100 тыс. р.), полученных при разборке авто

91.2

01

списание остаточной цены авто на расходы (380 тыс. р.)

91.2

60

учтены расходы (37 тыс. р.) на разборку авто (оплата услуг компании)

Порядок списания

После вступления в силу нового стандарта 6/2020 перестал действовать Приказ Минфина № 91н от 13.10.2003 (ред. от 24.12.2010, с изм. от 23.01.2020), регламентирующий списание ОС. Новые правила ФСБУ не оговаривают необходимость создавать специальную комиссию, которая будет определять, надо (целесообразно) списывать конкретный объект либо нет.

Вместе с тем ст. 19 ФЗ № 402 от 06.12.2021 (послед. ред. – 30.12.2021) устанавливает, что каждый экономический субъект должен не только организовывать, но и контролировать все факты хозяйственной деятельности. Создание специальной комиссии по списанию ОС – одно из мероприятий внутреннего контроля. Учитывая данный факт, в порядок списания можно включить следующие последовательные этапы действий:

  1. Создание специальной комиссии.
  2. Осмотр, оценку состояния объекта ОС.
  3. Установление круга лиц, которые признаются ответственными за выбытие объекта ОС, определение наказания для них.
  4. Определение материалов (запчастей), которые оказались пригодными для дальнейшего использования после того, как их демонтировали.
  5. Оформление по результатам акта списания.

Создание специальной комиссии

В состав комиссии по списанию объекта ОС должны входить как минимум три человека. Это могут быть должностные лица компании (в т. ч. главбух, бухгалтер), а также материально – ответственное лицо (отвечающее за сохранность самого объекта). Комиссия создается путем издания приказа руководителя для того, чтобы:

  • выяснить целесообразность (пригодность) дальнейшего использования конкретного объекта;
  • определить, поддается ли он восстановлению;
  • оформить требуемую документацию по его выбытию.

Для выполнения поставленных задач члены комиссии осматривают объект, используя техническую документацию, данные бухучета. Далее – устанавливают причины списания и лиц, виновных за преждевременное списание, а также участвуют в привлечении виновных к ответственности.

Таким образом, все этапы, описанные выше, проводятся с участием комиссии. Она же выясняет, можно ли будет в дальнейшем использовать отдельные детали, материалы, узлы списываемого объекта, сколько они могут стоить (с учетом текущей рыночной цены). Особый контроль комиссия осуществляет над изъятием драгметаллов из списываемого объекта. Важный этап, который тоже проводит комиссия, – составление акта на списание объекта.

Оформление акта списания

Форму акта списания можно разработать самостоятельно, закрепив ее в учетной политике компании. При ее разработке можно руководствоваться рекомендованными формами, представленными в Постановлении Госкомстата № 7 от 21.01.2003. Среди них – три акта о списании:

1. ОС-4 (двухстраничная форма для списания одного объекта ОС, за исключением автотранспорта):

2. ОС-4а (трехстраничная форма для списания автотранспорта):

Скачать бланк формы ОС-4а

3. ОС-4б (двухстраничная форма для списания группы, нескольких объектов, за исключением автотранспорта):

Бланк по теме: Форма ОС-4б Посмотреть Скачать

Эти же унифицированные формы можно задействовать в работе, не разрабатывая никаких форм. Как видно из приведенного выше варианта документа, в акте указывают:

  • сведения о состоянии объекта на дату, когда его списывают;
  • его краткую индивидуальную характеристику;
  • причину, результаты списания;
  • выручку от реализации;
  • данные о расходах, касающихся списания;
  • заключение комиссии;
  • прилагаемые документы;
  • подписи членов комиссии, ее председателя, а также главбуха.

Оформленный акт должен утвердить руководитель компании. Составленный должным образом и утвержденный акт – основание для списания конкретного объекта ОС в бухучете, налоговом учете. По акту далее делают соответствующую отметку в инвентарной карточке о выбытии ОС.

Списание ОС и налоговый учет по упрощенке

Операцию по списанию объекта ОС отображают только на УСН (15%), т. к. здесь можно уменьшить доходы на расходы (применительно к пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). А вот на УСН «Доходы» (6%) списание ОС не допускается, поскольку здесь расходы не учитывают, а налог подлежит снижению только на страховые взносы.

Стоимость приобретенного в период применения УСН (15%) ОС причисляют к расходам с момента ввода в эксплуатацию (при любом СПИ!). Это следует из положений пп. 1, 3 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК.

Нюансы

Чтобы исключить разногласия с ИФНС и избежать налоговых претензий следует отображать значимые моменты списания ОС в учетной политике, приняв во внимание следующее:

  1. При списании ОС по причине выбытия (а не реализации либо передачи!) налоговая база пересчету, корректировке не подлежит, что само по себе исключает и образование пени. В подтверждение этой позиции можно сослаться на разъяснения налоговых органов, в частности, письмо № 18-11/3/88107 УФНС РФ по г. Москве от 01.12.2005.
  2. Если на дату списания ОС его стоимость не учли полностью в налоговой базе, часть стоимости, которая не учтена, к расходам (при расчете единого налога) не причисляется. Это следует из п. 1 ст. 346.16 НК, где такой вид расходов попросту отсутствует (не обозначен!).
  3. При разборке ОС, подлежащего списанию, остаются материалы, детали, узлы, которые можно в дальнейшем использовать. На УСН при этом образуется доход, равный стоимости этих самых деталей, материалов и т. д., которую рассчитывают с учетом текущих рыночных цен. Но работы по такой разборке к расходам не причисляют (применительно к п. 1 ст. 346.16 НК).

Таким образом, на УСН объекты ОС списывают общим порядком, с участием комиссии и через оформление соответствующего акта. Налоговую базу при этом не пересчитывают, а неучтенные в расходах средства (затраты) по покупке ОС к расходам по расчету налога УСН не причисляют. Работы по разборке ОС в расходы также не включают, но появившиеся после разборки пригодные для использования детали (материалы, проч.), точнее, их стоимость признается доходом плательщика УСН.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: УСН
Оставить комментарий