Форма ОС-4б

07.09.2022
0
Команда СП
ОС-4б – акт, который применяется при списании объектов, составляющих одну группу основных средств (кроме автотранспорта). В публикации разберем, как оформить документ, приведем образец его заполнения.
Бланк формы № ОС-4б
Проверено экспертом
Заполнение формы № ОС-4б: образец 1
Проверено экспертом
Заполнение формы № ОС-4б: образец 2
Проверено экспертом

Каким образом происходит списание ОС и когда применяется унифицированная форма ОС-4б и образец ее заполнения

Форма ОС-4б является утвержденной унифицированной формой, однако не является обязательной. Предприятие вправе разработать бланк самостоятельно, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты первичного документа.

Случаи, по которым исключаются с баланса основные средства, перечислены в п. 40 ФСБУ 6/2020. Списанию предшествует плановая или внеочередная инвентаризация.

Статья по теме: Порядок учета основных средств по ФСБУ 6/2020 С начала 2022 года все организации обязаны применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства». В статье мы коснемся принципиальных нововведений в области учета имущества организаций. Подробнее

Основные причины списания ОС следующие:

  1. ОС физически устарело или морально изношено.
  2. ОС является нерабочим, в т. ч. из-за различных форс-мажорных ситуаций.
  3. ОС не используется, нет возможности для его перепродажи.
  4. ОС недоукомлектовано запасными частями, его использование невозможно, покупка запчастей не принесет экономического эффекта.
  5. Предельный срок эксплуатации объекта закончился.
  6. Объект переведен в стадию реконструкции, модернизации, а часть объекта необходимо утилизировать.

Помним: Ликвидационная комиссия уполномочена принять решение о списании, ликвидации ОС:

  1. После осмотра ОС.
  2. Оценки возможности и экономической целесообразности восстановления объекта.
  3. Установления причин ликвидации.
  4. Выявления сотрудников, виновных в уменьшении нормативного срока службы ОС.
  5. Рассмотрения возможности использования запасных частей, комплектующих, агрегатов отдельно от ОС.

Форму решения о списании ОС организация выбирает сама, главное, чтобы в ней были указаны все необходимые реквизиты первичного документа.

Избежать лишних вопросов при налоговой проверке поможет запись о том, что дальнейшее использование ОС экономически нецелесообразно, ремонт невозможен.

Например, можно использовать такие записи: «Обивка стула протерлась, поворотный механизм неисправен. Замена механизма и обивки нецелесообразна. Объект необходимо списать». Или «Процессор не справляется с нагрузкой из-за морального износа. Модернизация нецелесообразна. Объект необходимо списать».

На основании решения о списании ОС издается приказ произвольной формы, который является основанием для составления актов по форме:

  • ОС-4;
  • ОС-4а;
  • ОС-4б.

В начале статьи можно бесплатно скачать акт списания ОС-4б (бланк).

Исключение ОС из состава имущества отражается в инвентарных карточках объектов.

Акт ОС 4-б заполняется в двух экземплярах. Один сдается в бухгалтерию для отражения операции по списанию ОС, другой хранится у материально-ответственного лица.

Рассмотрим, как отражается списание ОС в учете, типовые проводки.

Проводки по списанию объекта ОС при применении ФСБУ 6/2020

Списание, ликвидацию ОС покажем в учете проводками:

Дт 01 субсчет «Выбытие ОС» Кт 01 субсчет «Первоначальная стоимость» – первоначальная стоимость ОС;

Дт 02 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» – сумма амортизации за весь период использования;

По п. 44 ФСБУ 6/2020 стоимость с учетом затрат на выбытие признается в расходах того периода, в котором произошло списание, если нет поступлений от выбытия.

Дт 91.2 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» – прочий расход в виде балансовой стоимости основного средства.

При списании ОС можно получить ТМЦ, пригодные для использования или для последующей продажи.

Если имущество, полученное после демонтажа и списания ОС, предназначено для продажи, то учитывайте его в составе долгосрочных активов к продаже. Откроем к счету 41 субсчет «Долгосрочные активы к продаже» (п. 10.1 ПБУ 16/02).

Дт 41 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» – стоимость материалов в составе долгосрочных активов в результате списания ОС.

Дт 62 Кт 91.1 – доход от продажи долгосрочных активов, оприходованных в результате списания ОС.

Если имущество в дальнейшем будет использовано в собственной деятельности, то учитывайте его в составе запасов.

Дт 10 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» – оприходована балансовая стоимость материалов, полученных при списании, ликвидации ОС.

Дт 23 Кт 70 (10, 69, 68...) – расходы на работы по ликвидации ОС.

Дт 10 Кт 23 – расходы на демонтаж ОС включены в стоимость запасов.

После этого сравните получившуюся стоимость запасов с фактической себестоимостью аналогичных запасов. Если первый показатель больше, то отразите разницу проводкой:

Дт 91.2 Кт 10 – учтена в прочих расходах разница между стоимостью демонтируемого актива с учетом расходов на его извлечение и фактической себестоимостью аналогичных запасов.

Если после демонтажа ОС будут оприходованы детали или материалы, то их рыночную стоимость отразите в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК). Материалы, которые остаются в ходе работ по текущему содержанию основного средства, тоже учитывайте в составе внереализационных доходов. (письмо Минфина от 13.09.2021 № 03-03-06/1/73931). Доход признается в любом случае, вне зависимости от того, будут материалы способствовать получению доходов или нет (письмо Минфина от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58).

Стоимость ТМЦ при их использовании в производстве или реализации отразите в составе материальных расходов или расходов от реализации. Стоимость, включаемая в базу по налогу на прибыль, определяется как сумма, которая ранее была учтена в составе доходов (п. 2 ст. 254, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК, письма Минфина № 03-03-06/1/5515 от 30.01.2019, № 03-03-06/1/42057 от 20.06.2018).

Как учитываются и списываются в бухгалтерском учете малоценные основные средства? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Пример: списание ОС и акт списания основных средств ОС-4б в ООО «Иван да Марья»

В ООО «Иван да Марья», согласно положению о проведении инвентаризации ОС, ежегодная плановая инвентаризация ОС проходит в ноябре каждого года, после проведения очередной было принято решение о списании компьютеров, числящихся на балансе организации, в связи с тем, что их операционная система устарела и многие программы этой системой не поддерживаются. Модернизация нецелесообразна.

Компьютеры в количестве трех штук были приняты к учету в октябре 2012 года, балансовая стоимость каждого из них составляла 12 000,00 рублей. Компьютеры полностью самортизированы. Материалы после списания ОС не возникают.

На основании решения комиссии составлен приказ о списании ОС, акт списания ОС-4б.

Бухгалтерия компании отразила данный факт следующим образом:

Дт 01 субсчет «Выбытие ОС» Кт 01 субсчет «Первоначальная стоимость» – 36 000,00 руб. – отражена стоимость ОС.

Дт 02 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» – 36 000,00 руб. – отражена сумма амортизации за весь период использования.

По п. 44 ФСБУ 6/2020 балансовая стоимость с учетом затрат на выбытие признается в расходах того периода, в котором произошло списание, если нет поступлений от выбытия.

Дт 91.2 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» – 36 000,00 руб. – отражен прочий расход в виде балансовой стоимости основного средства.

Кроме того, было принято решение о списании фрезерного станка и токарного станка по причине окончания допустимого срока эксплуатации. Станки были приобретены и приняты к учету в ноябре 2012 года, полностью самортизированы. После их демонтажа оприходован лом для дальнейшей продажи и использования в производстве.

Стоимость фрезерного станка по данным учета без НДС – 46 000,00 руб.

Сумма амортизации за весь период – 46 000,00 руб.

Стоимость токарного станка без НДС – 40 500,00 руб.

Сумма амортизации за весь период – 40 500,00 руб.

Бухгалтерия компании отразила данную операцию следующими проводками:

Дт 01 субсчет «Выбытие ОС» Кт 01– 86 500,00 руб. – стоимость выбывшего имущества.

Дт 02 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» – 86 500,00 – сумма амортизации выбывшего имущества.

Дт 41 Кт 01 «Выбытие ОС» 10 000,00 – стоимость металлолома в составе долгосрочных активов к продаже в результате списания ОС.

Дт 23 Кт 70, (69) – 2 500,00 руб. – расходы на демонтаж фрезерного станка.

Дт 41 Кт23 – 2 500,00 – расходы на демонтаж ОС включены в стоимость долгосрочных активов к продаже.

Дт 62 Кт 91.1 – 12 500,00 – продан металлолом.

Дт 91.2 Кт 41 – 12 500,00 списана стоимость металлолома.

Дт 10 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» – 10 000,00 руб. оприходован металлолом в результате демонтажа ОС

Дт 23 Кт 70, (69) – 2 500,00 руб. – расходы на демонтаж токарного станка.

Дт 10 Кт 23 – 2 500,00 руб. – расходы на демонтаж ОС включены в стоимость запасов.

После этого сравниваем получившуюся стоимость запасов с фактической себестоимостью аналогичных запасов. Если первый показатель больше, то отражаем разницу проводкой:

Дт 91.2 Кт 10 – учтена в прочих расходах разница между стоимостью демонтируемого актива с учетом расходов на его извлечение и фактической себестоимостью аналогичных запасов.

Как оформить списание ОС и оприходование ТМЦ в 1С

Порядок действий будет следующий:

  1. ОС и НМА – Создать Списание ОС.
  2. Указываем причину списания и местонахождение объекта ОС.
  3. Выбираем счет отражения остаточной стоимости ОС и субконто к нему.
  4. Заполняем документ по кнопке «Добавить», проводим и закрываем документ.

Оприходование материальных ценностей, оставшихся после ликвидации (демонтажа) ОС в 1С:

1. Склад – Создать Оприходование товаров.

2. Выбираем склад в поле «Склад», на который будут оприходованы материальные ценности.

3. Поле «Инвентаризация» не заполняем.

4. Выбираем статью доходов с видом «Ликвидация основных средств»в поле «Статья доходов». Заполняем документ: в колонке «Номенклатура» выбираем ТМЦ, оставшееся после ликвидации ОС указываем количество, рыночную цену (по которой приходуются материалы) и счета учета материалов.

5. Заполняем все остальные поля документа, проводим и закрываем документ.

Итоги

Подводя итоги вышесказанному, еще раз стоит отметить, что:

  1. Унифицированная форма ОС 4-б не является обязательной.
  2. Акт списания ОС 4-б заполняется в двух экземплярах.
  3. Бухгалтерские проводки зависят от того, будут ли оприходованы ТМЦ в результате списания и демонтажа ТМЦ, и какова цель их дальнейшего использования.
  4. Бланки ОС 4-б можно скачать в различных системах, в 1С.
  5. Можно самостоятельно разработать форму акта списания ОС, указав в ней все обязательные реквизиты для оформления первичной документации и реквизиты, необходимые самой организации.

Далее приведены образцы заполнения формы ОС-4б.

Бланк формы № ОС-4б
Проверено экспертом
Заполнение формы № ОС-4б: образец 1
Проверено экспертом
Заполнение формы № ОС-4б: образец 2
Проверено экспертом
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Первичные документы
Оставить комментарий