Инвентаризация имущества организации

13.09.2018
0
Команда СП

В обязательном порядке инвентаризация имущества компании проводится ежегодно (перед составлением годовой бухотчетности). Кроме того, обязательная инвентаризация проводится при смене материальных лиц, в случае чрезвычайных происшествий, при обнаружении фактов хищения, при реорганизации или ликвидации организации. В ходе инвентаризации сверяются данные учета и реальное наличие основных средств, НМА, готовой продукции и товаров (в т.ч. отгруженных), производственных запасов и прочего имущества.

Проведение инвентаризационных мероприятий - требование ст. 11 закона от 06.12.2011№ 402-ФЗ «О бухучете». Методика проверки утверждена приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.

Применяемая система налогообложения не влияет на обязанность проведения инвентаризации имущества организации. Инвентаризировать имущество должны все компании, которые ведут бухучет. Таким образом, применение специальных режимов налогообложения (например, УСН или ЕНВД) не является освобождением от проведения инвентаризации, также как не освобождает от ведения бухучета.

Инвентаризация может быть и добровольной. Данный вид инвентаризации может проводиться организацией любое количество раз – столько, сколько будет установлено в ее учетной политике. Кроме количества добровольных инвентаризаций в год, в учетной политике стоит закрепить и случаи ее проведения.

Порядок инвентаризации

Инвентаризация имущества организации проводится в определенном порядке. Основанием инвентаризации является распорядительный документ руководителя (приказ, распоряжение). В документе необходимо указать причины проведения инвентаризации, даты проведения, состав инвентаризационной комиссии, подлежащее проверке имущество. Кроме того, перед проведением инвентаризации должны быть подготовлены первичные учетные документы, регистры бухучета и т.д.

Материально ответственные лица (до начала процедуры) должны подготовить расписки о передаче расходных и приходных документов на имущество в бухгалтерию (или инвентаризационной комиссии). Ценности, поступившие под их ответственность, должны быть оприходованы, а выбывшие – списаны (также отражается в расписке).

Необходима ли инвентаризация имущества, переданного в аренду? Арендодатель не должен проводить инвентаризацию, это обязанность возложена на арендатора. В обязательном порядке инвентаризация производится при непосредственной передаче имущества в аренду. При наличии у компании принятого в аренду (или на ответхранение) имущества, на него составляют отдельные инвентаризационные описи.

Оформление результатов проведения инвентаризации

Результаты проверки оформляются документами, которые утверждены в учетной политике компании. Для этих целей могут использоваться как унифицированные формы (утвержденные Госкомстатом постановлениями № 88 от 18.08.1998 и № 26 от 27.03.2000), так и формы, разработанные организацией самостоятельно. «Госкомстатовские» формы можно изменить, добавив необходимые реквизиты на усмотрение компании.

Информацию о наличии имущества (фактическом) по результатам проведенной инвентаризации записывают в акты инвентаризации, инвентаризационные описи, соответственно категории проверяемого актива. Например, по основным средствам применяют опись ИНВ-1, для ТМЦ – ИНВ-3, для денежной наличности – ИНВ-15, форма акта инвентаризации имущества в виде отгруженных ТМЦ имеет унифицированную форму ИНВ-4. Для фиксации расхождений между учетными данными и фактическими (недостач, излишков) применяют сличительные ведомости. Излишки приходуются, а недостачи списывают согласно распоряжению руководителя.

Составлять инвентаризационные документы можно вручную или на компьютере. Если в организации принято решение составлять акты, описи вручную на бумаге, то необходимо придерживаться определенных правил заполнения. Инвентаризация имущества – ответственная процедура, заполнять документы по итогам инвентаризации необходимо без помарок и исправлений. Если ошибка все-таки была допущена, необходимо аккуратно зачеркнуть неверное значение и написать верное сверху. Исправить необходимо на всех экземплярах документа, предварительно согласовывав исправления с членами комиссии и материально ответственными лицами, и заверив исправления их подписями.

Все пустые строки в описях прочеркиваются. На каждой странице подбиваются отдельные итоги, которые суммируют на последней странице документа.

Заполненный акт подписывают все члены комиссии, с указанием должности, фамилий и инициалов. Отсутствие хоть одной подписи влечет недействительность результатов проверки. Документы составляются в двух экземплярах.

Ниже вы можете скачать бланк и посмотреть образец заполнения акта по унифицированной форме ИНВ-4.

Оставить комментарий