Инвентаризация имущества организации

15.12.2023
0
На предприятии ежегодно проводится инвентаризация имущества и обязательств компании (перед оформлением годовой бухотчетности). Кроме того, данная проверка обязательно осуществляется и в иных ситуациях. Каков порядок инвентаризации имущества организации, рассказано ниже в статье.

Когда проводится инвентаризация имущества организации

В обязательном порядке инвентаризация имущества компании проводится ежегодно, в четвертом квартале отчетного года (перед составлением годовой бухотчетности). Это не касается активов организации, проверка которых осуществлялась не ранее 1 октября отчетного года.

Причем, инвентаризация ОС может проводиться раз в три года, а библиотечных фондов — раз в пять лет. В районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, материалов, сырья может осуществляться в период их наименьших остатков

Кроме того, обязательная инвентаризация проводится:

  1. При смене материально ответственных лиц.
  2. При передаче имущества компании в аренду (выкупе, продаже).
  3. В случае стихийных бедствий (ЧС).
  4. При обнаружении фактов хищения, порчи, злоупотребления имуществом организации.
  5. В случае реорганизации (ликвидации) компании — перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса.
  6. В случае преобразования ГУП (МУП).

В ходе инвентаризации сверяются данные учета и реальное наличие основных средств, НМА, готовой продукции и товаров (в том числе отгруженных), производственных запасов и прочего имущества.

Проведение инвентаризационных мероприятий — это требование ст. 11 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Методика проверки утверждена приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.

Применяемая система налогообложения не влияет на обязанность проведения инвентаризации имущества организации. Инвентаризировать имущество должны все компании, которые ведут бухучет. Таким образом, применение специальных режимов налогообложения (например, УСН или ЕСХН) не является освобождением от проведения инвентаризации.

Инвентаризация может быть и не обязательной. Она может проводиться организацией любое количество раз: столько, сколько будет установлено в ее учетной политике. Кроме количества данных инвентаризаций в год, в учетной политике следует закрепить порядок их проведения.

Порядок инвентаризации

Инвентаризация имущества организации проводится в установленном законом порядке. Основанием для ее осуществления является распорядительный документ руководителя (приказ, распоряжение). В этом документе, помимо прочего, необходимо указать:

  • причины проведения инвентаризации;
  • даты проведения;
  • состав инвентаризационной комиссии;
  • подлежащее проверке имущество.

Кроме того, перед проведением инвентаризации должны быть подготовлены первичные учетные документы, регистры бухучета и др.

До начала инвентаризации материально ответственные лица обязаны подготовить расписки о передаче расходных и приходных документов на имущество в бухгалтерию. Ценности, поступившие под их ответственность, должны быть оприходованы, а выбывшие — списаны. Эти сведения также отражается в расписке.

В обязательном порядке инвентаризация проводится при непосредственной передаче имущества в аренду. При наличии у компании принятого в аренду (или на ответственное хранение) имущества на него составляют отдельные инвентаризационные описи.

Оформление результатов проведения инвентаризации

Результаты проверки оформляются документами, которые утверждены в учетной политике компании. Для этих целей могут использоваться как унифицированные формы, утвержденные постановлениями Госкомстата от 18.08.1998 № 88 и от 27.03.2000 № 26, так и разработанные организацией самостоятельно, но с учетом реквизитов из ст. 9 закона 402-ФЗ. «Госкомстатовские» формы можно изменить, добавив необходимые реквизиты (на усмотрение компании).

Сведения о наличии имущества (фактическом) по результатам проведенной инвентаризации указывают в актах инвентаризации, инвентаризационных описях в соответствии с категорией проверяемого актива. Например, по основным средствам применяют форму ИНВ-1, по ТМЦ — ИНВ-3, по наличным средствам в кассе — ИНВ-15, по отгруженным ТМЦ — ИНВ-4.

Для фиксации расхождений между учетными данными и фактическими (недостач, излишков) применяют сличительные ведомости и ведомость по форме ИНВ-26. Излишки приходуются, а недостачи списывают согласно приказу руководителя об утверждении результатов инвентаризации.

Составлять инвентаризационные документы можно вручную или на компьютере. Если в организации принято решение составлять акты (описи) от руки и на бумаге, то необходимо придерживаться определенных правил заполнения.

В частности, заполнять документы по итогам инвентаризации необходимо без помарок и подчисток. Если ошибка все-таки была допущена, то необходимо зачеркнуть неверное значение и написать верное сверху.

Исправить ошибки необходимо на всех экземплярах документа. Это нужно сделать после предварительного согласования исправлений с членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Данные изменения описи (акта) должны быть заверены подписями указанных работников.

В описях не допускается оставлять пустые строки. На последних страницах незаполненные графы прочеркиваются.

Заполненную инвентаризационную опись (акт) подписывают руководитель и все члены комиссии, материально ответственное лицо с указанием должности, фамилий и инициалов.  Документы составляются в двух экземплярах. Отсутствие хотя бы одной подписи влечет недействительность результатов проверки.

Когда еще результаты инвентаризации имущества организации могут быть признаны недействительными, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Итоги

В обязательном порядке инвентаризация имущества организации проводится перед составлением годовой бухотчетности и в иных приведенных в статье случаях. Причем, данная проверка может быть проведена и по инициативе руководителя организации. Как проводится инвентаризация имущества компании, рассказано выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий