Порядок осуществления инвентаризации
Статья по теме: Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 №49, и иными нормативно-правовыми актами. Перечень данных НПА указан в этой статье. ПодробнееПроверку ценностей проводят в день передачи дел от одного МОЛ другому. Этапы подготовки к операции не отличаются от подготовительных процессов для любого вида инвентаризаций, т. е.:
- Издается приказ руководителя с указанием конкретных дат и укомплектованной комиссии.
- Бухгалтер учитывает все представленные приходно-расходные документы на ТМЦ и выводит остатки по позициям имущества, за которые ответственен сдающий дела кладовщик (иное МОЛ), формируя инвентаризационную опись в части документально подтвержденных остатков.
- Комиссией проводится инвентаризация путем сплошного пересчета, взвешивания и измерения имеющихся товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Если сплошным порядком измерить объем передаваемых ТМЦ нельзя, их пересчитывают выборочно. Так бывает, например, когда проводится проверка наиболее дорогостоящих материально-производственных запасов, находящихся под матответственностью кладовщика, заведующего складом.
- По окончании инвентаризации в опись вносится информация о действительном наличии ТМЦ, и сличаются итоги.
ВНИМАНИЕ! С 1 апреля 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.
Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Участие в инвентаризации
Участвовать в проведении инвентаризации (имеется в виду — пересчитывать ТМЦ) могут лишь члены комиссии. Обязательно присутствует при этом ответственное лицо, под отчетом которого находятся ценности, но в состав комиссии оно не входит, поскольку проверяется его работа.
Кладовщик (иное МОЛ, под отчетом которого находятся проверяемые ценности) дает расписку о том, что все приходно-расходные документы на ТМЦ сданы им бухгалтеру. В процессе осуществления проверочных мероприятий МОЛ дает необходимые пояснения.
Инвентаризация при смене материально ответственного лица: оформление результатов
Статья по теме: Оформление результатов инвентаризации Данные о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств заносятся в инвентаризационные описи и акты инвентаризации. Как оформить результаты инвентаризации, рассказано ниже в статье. ПодробнееИтоги инвентаризации оформляются описями – типовыми формами или разработанными в компании с соблюдением требований закона «О бухучете». Счетным работником подсчитываются результаты инвентаризации, а при выявлении расхождений между записанными остатками и фактическим наличием составляется сличительная ведомость, где указывается разница по каждой позиции.
Как правило, излишки приходуются по рыночным ценам. При выявлении недостачи администрация компании решает признать ее естественной убылью (если укладывается в нормы), взыскать с виновника либо списать на убытки.
Можно ли уволить материально ответственное лицо за недостачу, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Инвентаризация после увольнения материально-ответственного лица
Увольнение материально ответственного лица без проведения инвентаризации не предусматривается трудовым законодательством РФ. Закон «О бухучете» обязывает проводить инвентаризацию при смене МОЛ. И, хотя ТК РФ не установлен обязательный порядок, предполагается, что инвентаризация (рассматриваемая, кстати, и как проверка работы МОЛ) должна осуществляться до увольнения сотрудника, поскольку принудить уволенного работника к передаче дел будет уже неправомерным.
Кроме того, итоги инвентаризации могут быть самыми неожиданными, и вовремя проведенная проверка позволит работодателю взыскать ущерб с МОЛ при выявлении недостачи.
Таким образом, инвентаризацию при смене МОЛ проводят на день приемки-передачи дел: в последний рабочий день перед отпуском, в день увольнения. Передачу ценностей фиксируют в инвентаризационной описи или в отдельном акте. Документ составляют в трех экземплярах: один — для матответственного, сдающего имущество (например, это может быть начальник склада), второй — для принимающего (в частности, для кладовщика), третий — для бухгалтерии.
Итоги
Инвентаризация при смене материально-ответственного лица проводится в обязательном порядке. Инвентаризация проводится на основании приказа членами инвентаризационной комисии. По итогам ревизии выявляются недостачи или излишки.