Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22

07.10.2025
0
Команда СП
Основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя организации. Для его составления применяется форма ИНВ-22 или своя форма, но с обязательными реквизитами из ст. 9 закона РФ № 402-ФЗ "О бухучете". В данном материале рассмотрены особенности оформления приказа о проведении инвентаризации.
Бланк приказа о проведении инвентаризации ИНВ-22
Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22)

Порядок издания приказа о проведении инвентаризации

Утверждение приказа об инвентаризации осуществляется руководителем организации. Для оформления данного приказа используется форма ИНВ-22. Однако, такой приказ может быть составлен и в произвольной форме, но с указанием реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Статья по теме: Инвентаризация имущества и обязательств Инвентаризация имущества и обязательств — это способ контроля за сохранностью ценностей предприятия. Мероприятие проводится по строго определенным правилам и соответствующим образом оформляется документально. Это довольно сложная юридическая процедура, требующая соблюдения норм законодательства РФ. Подробнее

Особенности оформления приказа о проведении инвентаризации приведены в ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация".

В случае смены материально ответственных лиц данная проверка наличия имущества назначается на дату приема-передачи дел. В указанной ситуации принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества. Правила проведения процедуры приведены в п. 15, 16, 31 ФСБУ 28/2023.

По общему правилу, обязанности по проведению инвентаризации возлагаются на постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Перечень полномочий данной комиссии приведен в ФСБУ 28/2023.

Допускается не создавать инвентаризационную комиссию для обязательного проведения инвентаризации в следующих случаях:

  • если работниками компании являются только руководитель и главбух (бухгалтер) либо только руководитель;
  • когда организация заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором;
  • если инвентаризация проводится ревизионной комиссией компании при условии, что ее уставом предусмотрено создание данного органа, а также уставом либо иными документами на этот орган возложены полномочия по проведению инвентаризации.

Утверждение состава инвентаризационной комиссии также осуществляется при помощи приказа о проведении инвентаризации. Для этого дополнительного оформления специального распоряжения руководителя организации не требуется.

Отсутствие 20% и более членов утвержденной инвентаризационной комиссии является основанием для признания результатов обязательной инвентаризации недействительными. Данная норма регламентирована п. 21 ФСБУ 28/2023.

Обязательное правило проведения инвентаризации: участие материально ответственного лица (МОЛ) при проведении инвентаризации. Причем сам работник, на которого возложена материальная ответственность за объекты, проверяемые при инвентаризации, не может входить в состав инвентаризационной комиссии. Такой порядок установлен п. 20 ФСБУ 28/2023.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов или по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Если при инвентаризации отсутствует материально ответственное лицо и делает это по объективным причинам, это является основанием для переноса срока инвентаризации на другую дату. Ведь в соответствии с Типовой формой договора о полной материальной ответственности, утвержденной приказом Минтруда РФ от 16 апреля 2025 г. № 251н, МОЛ обязуется участвовать в проведении инвентаризации, хоть оно и не входит в состав инвентаризационной комиссии.

При выявлении недостачи или порче активов важно ознакомить уполномоченного работника с результатами инвентаризации. Причем недостачи материальных ценностей, средств и другого имущества, а также порча (повреждение) сверх норм естественной убыли относятся на виновное лицо.

В этом случае материально ответственное лицо обязано написать объяснительную с указанием причин возникновения ущерба. Если данный работник отказывается выполнить такое действие, то необходимо составить соответствующий акт. Особенности данного процесса регламентированы ст. 247 ТК РФ.

Статья по теме: Недостача материалов при инвентаризации – проводки Подробнее

Порядок заполнения формы ИНВ-22

Оформление приказа о проведении инвентаризации осуществляется по форме ИНВ 22. К обязательным реквизитам документа относятся:

  • ОКПО субъекта хозяйствования;
  • наименование организации;
  • полное название структурного подразделения (склад, кладовая, цех, участок);
  • объект инвентаризации (с указанием структурного подразделения);
  • должность и Ф. И. О. председателя и членов инвентаризационной комиссии;
  • подпись руководителя компании (с расшифровкой);
  • наименовании имущества (обязательства), подлежащего инвентаризации;
  • срок проведения инвентаризации;
  • причину инвентаризации (контрольная проверка, смена материально ответственных лиц, переоценка и др.);
  • срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию;
  • дата оформления приказа.

Если инвентаризация распространяется на несколько подразделений, то приказ об ее проведении составляется для каждого из них.

Статья по теме: В каких случаях проводится инвентаризация ? Инвентаризация — это проверка наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации. В каких случаях проводится инвентаризация ? Когда проведение инвентаризации обязательно ? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее. Подробнее

Объектом инвентаризации могут быть:

  1. Товары, сырье и материалы.
  2. Оборудование и другие основные средства.
  3. НМА.
  4. Готовая продукция.
  5. Незавершенное производство.
  6. Денежные средства в кассе.
  7. Дебиторская и кредиторская задолженность.
  8. Объекты бухучета, которые согласно ФСБУ не учитываются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухучете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  9. Имущественные права и обязательства, не учтенные компанией.
  10. Источники финансирования деятельности организации.

Сведения о приказе о проведении инвентаризации указываются в журнале по форме ИНВ-23. Также в организации ведется журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации по форме ИНВ-25.

Ответственные лица по форме ИНВ-22

Обязанности по заполнению формы ИНВ-22 возлагаются на ответственное лицо (например, на бухгалтера). В качестве председателя инвентаризационной комиссии, как правило, выступает заместитель руководителя организации или главный бухгалтер предприятия.

Образец заполнения полей формы с составом членов комиссии показан ниже.

Порядок составления инвентаризационного приказа по основным средствам

Данный процесс состоит из нескольких этапов. Рассмотрим ниже основные из них:

  1. Заполнение "шапки" приказа. 
  2. Утверждение объекта инвентаризации и состава инвентаризационной комиссии.
  3. Указание причины инвентаризации и места ее выполнения в конкретном подразделении.
  4. Установление сроков инвентаризации.
  5. Определение даты сдачи приказа в бухгалтерию по итогам инвентаризации.

Что надо сделать до начала инвентаризации, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Бланк для заполнения приказа по форме ИНВ-22 можно скачать здесь, а образец оформления — тут.

 Произвольная форма приказа

По закону, допускается и составление приказа о проведении инвентаризации в произвольной форме. Однако, в документе должен быть приведен полный перечень сведений и реквизитов для первичного документа. Основные из них следующие:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование организации;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности и Ф. И. О. лица (лиц) - руководителя инвентаризационной комиссии и членов комиссии;
  • наименование должности руководителя организации, подпись и ее расшифровка.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в Журнале учета по форме № ИНВ-23.

Итоги

Практика показывает, что необходимость в проведении инвентаризации на предприятии возникает часто. Данная процедура включает обязательное оформление документов и созыв инвентаризационной комиссии (но в отдельных случаях можно не создавать ее). Основанием для ее проведения является приказ руководителя. С его помощью можно инициировать начало инвентаризации. Оформление документа проводится с учетом ФСБУ 28/2023.

Бланк приказа о проведении инвентаризации ИНВ-22
Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22)
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Ответы на вопросы по этой теме:
Чем отличается выборочная инвентаризация от сплошной ?
Выборочная инвентаризация отличается от сплошной тем, что первая из них затрагивает только некоторые ценности и некоторых материально ответственных лиц, и отдельные обязательства...
Сплошная инвентаризация — что это такое?
Сплошная инвентаризация – это проверка всего имущества компании, в разрезе всех мест хранения и всех материально ответственных лиц, а также проверка всех обязательств организации....
В чем разница между ревизией и инвентаризацией?
Ревизия и инвентаризация, в чем разница - ответ неоднозначный, так как в обоих случаях речь идет о проверке. Отличия между терминами можно выделить, сравнив цели, назначение,...
Оставить комментарий