Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22
Порядок издания приказа о проведении инвентаризации
Утверждение приказа об инвентаризации осуществляется руководителем организации. Для оформления данного приказа используется форма ИНВ-22. Однако, такой приказ может быть составлен и в произвольной форме, но с указанием реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Статья по теме: Инвентаризация имущества и обязательств Инвентаризация имущества и обязательств — это способ контроля за сохранностью ценностей предприятия. Мероприятие проводится по строго определенным правилам и соответствующим образом оформляется документально. Это довольно сложная юридическая процедура, требующая соблюдения норм законодательства РФ. ПодробнееОсобенности оформления приказа о проведении инвентаризации приведены в ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация".
В случае смены материально ответственных лиц данная проверка наличия имущества назначается на дату приема-передачи дел. В указанной ситуации принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества. Правила проведения процедуры приведены в п. 15, 16, 31 ФСБУ 28/2023.
По общему правилу, обязанности по проведению инвентаризации возлагаются на постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Перечень полномочий данной комиссии приведен в ФСБУ 28/2023.
Допускается не создавать инвентаризационную комиссию для обязательного проведения инвентаризации в следующих случаях:
- если работниками компании являются только руководитель и главбух (бухгалтер) либо только руководитель;
- когда организация заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором;
- если инвентаризация проводится ревизионной комиссией компании при условии, что ее уставом предусмотрено создание данного органа, а также уставом либо иными документами на этот орган возложены полномочия по проведению инвентаризации.
Утверждение состава инвентаризационной комиссии также осуществляется при помощи приказа о проведении инвентаризации. Для этого дополнительного оформления специального распоряжения руководителя организации не требуется.
Отсутствие 20% и более членов утвержденной инвентаризационной комиссии является основанием для признания результатов обязательной инвентаризации недействительными. Данная норма регламентирована п. 21 ФСБУ 28/2023.
Обязательное правило проведения инвентаризации: участие материально ответственного лица (МОЛ) при проведении инвентаризации. Причем сам работник, на которого возложена материальная ответственность за объекты, проверяемые при инвентаризации, не может входить в состав инвентаризационной комиссии. Такой порядок установлен п. 20 ФСБУ 28/2023.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов или по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Если при инвентаризации отсутствует материально ответственное лицо и делает это по объективным причинам, это является основанием для переноса срока инвентаризации на другую дату. Ведь в соответствии с Типовой формой договора о полной материальной ответственности, утвержденной приказом Минтруда РФ от 16 апреля 2025 г. № 251н, МОЛ обязуется участвовать в проведении инвентаризации, хоть оно и не входит в состав инвентаризационной комиссии.
При выявлении недостачи или порче активов важно ознакомить уполномоченного работника с результатами инвентаризации. Причем недостачи материальных ценностей, средств и другого имущества, а также порча (повреждение) сверх норм естественной убыли относятся на виновное лицо.
В этом случае материально ответственное лицо обязано написать объяснительную с указанием причин возникновения ущерба. Если данный работник отказывается выполнить такое действие, то необходимо составить соответствующий акт. Особенности данного процесса регламентированы ст. 247 ТК РФ.
Статья по теме: Недостача материалов при инвентаризации – проводки ПодробнееПорядок заполнения формы ИНВ-22
Оформление приказа о проведении инвентаризации осуществляется по форме ИНВ 22. К обязательным реквизитам документа относятся:
- ОКПО субъекта хозяйствования;
- наименование организации;
- полное название структурного подразделения (склад, кладовая, цех, участок);
- объект инвентаризации (с указанием структурного подразделения);
- должность и Ф. И. О. председателя и членов инвентаризационной комиссии;
- подпись руководителя компании (с расшифровкой);
- наименовании имущества (обязательства), подлежащего инвентаризации;
- срок проведения инвентаризации;
- причину инвентаризации (контрольная проверка, смена материально ответственных лиц, переоценка и др.);
- срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию;
- дата оформления приказа.
Если инвентаризация распространяется на несколько подразделений, то приказ об ее проведении составляется для каждого из них.
Статья по теме: В каких случаях проводится инвентаризация ? Инвентаризация — это проверка наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации. В каких случаях проводится инвентаризация ? Когда проведение инвентаризации обязательно ? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее. ПодробнееОбъектом инвентаризации могут быть:
- Товары, сырье и материалы.
- Оборудование и другие основные средства.
- НМА.
- Готовая продукция.
- Незавершенное производство.
- Денежные средства в кассе.
- Дебиторская и кредиторская задолженность.
- Объекты бухучета, которые согласно ФСБУ не учитываются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухучете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- Имущественные права и обязательства, не учтенные компанией.
- Источники финансирования деятельности организации.
Сведения о приказе о проведении инвентаризации указываются в журнале по форме ИНВ-23. Также в организации ведется журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации по форме ИНВ-25.
Ответственные лица по форме ИНВ-22
Обязанности по заполнению формы ИНВ-22 возлагаются на ответственное лицо (например, на бухгалтера). В качестве председателя инвентаризационной комиссии, как правило, выступает заместитель руководителя организации или главный бухгалтер предприятия.
Образец заполнения полей формы с составом членов комиссии показан ниже.
Порядок составления инвентаризационного приказа по основным средствам
Данный процесс состоит из нескольких этапов. Рассмотрим ниже основные из них:
- Заполнение "шапки" приказа.
Утверждение объекта инвентаризации и состава инвентаризационной комиссии.- Указание причины инвентаризации и места ее выполнения в конкретном подразделении.
- Установление сроков инвентаризации.
- Определение даты сдачи приказа в бухгалтерию по итогам инвентаризации.
Что надо сделать до начала инвентаризации, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Бланк для заполнения приказа по форме ИНВ-22 можно скачать здесь, а образец оформления — тут.
Произвольная форма приказа
По закону, допускается и составление приказа о проведении инвентаризации в произвольной форме. Однако, в документе должен быть приведен полный перечень сведений и реквизитов для первичного документа. Основные из них следующие:
- наименование документа;
- дата составления;
- наименование организации;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности и Ф. И. О. лица (лиц) - руководителя инвентаризационной комиссии и членов комиссии;
- наименование должности руководителя организации, подпись и ее расшифровка.
Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в Журнале учета по форме № ИНВ-23.
Итоги
Практика показывает, что необходимость в проведении инвентаризации на предприятии возникает часто. Данная процедура включает обязательное оформление документов и созыв инвентаризационной комиссии (но в отдельных случаях можно не создавать ее). Основанием для ее проведения является приказ руководителя. С его помощью можно инициировать начало инвентаризации. Оформление документа проводится с учетом ФСБУ 28/2023.
.jpg)