Сплошная инвентаризация — что это такое?
Инвентаризация бывает сплошной и выборочной.
Выборочная инвентаризация, как понятно уже из названия, предполагает выборочную проверку. То есть, например, проверяются объекты определенной номенклатуры или находящиеся в конкретном месте хранения ТМЦ.
На практике бухгалтеры чаще сталкиваются со сплошной разновидностью проверки — это инвентаризация всего имущества организации, в разрезе всех мест хранения и всех материально ответственных лиц, а также проверка всех обязательств компании. Такой контроль осуществляется минимум 1 раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация проводится с целью уточнения соответствия фактического наличия и состояния имущества и расчетов данным, фигурирующим в бухгалтерских регистрах. В ходе такой проверки выявляются излишки и недостачи, ошибки учета, нарушение правил хранения, приема и отпуска ценностей, наличие на балансе морально устаревших объектов или утративших свои первоначальные свойства объектов.
Сплошная инвентаризация — это проверка всех ценностей, числящихся на балансе и за балансом предприятия. То есть пересчету, измерению и взвешиванию подвергаются абсолютно все принадлежащие субъекту хозяйствования объекты. Инвентаризация проводится и при передаче имущества компании в аренду (п. 1.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).
Важная характеристика сплошной инвентаризации: ее регулярность. Она проводится как минимум раз в год перед составлением итоговой отчетности. Проверяются объекты в разрезе всех мест хранения и всех материально ответственных лиц.
Может ли ИФНС оштрафовать компанию за непроведение годовой инвентаризации, читайте в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ. Это бесплатно.
Существуют случаи, когда проведение сплошной инвентаризации обязательно и в межинвентаризационный период. Они определены в ч. 3 ст. 11 закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также в ФСБУ 28/2023 (обязанность по применению нового стандарта возникнет с 01.04.2025, пока он носит лишь рекомендательный характер). К таким ситуациям относят:
- передачу (возврат) активов компании (за исключением обычной деятельности организации) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также отчуждение активов;
- реорганизацию либо ликвидацию компании;
- пожар, наводнение и другие типы стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- обнаружение фактов хищения и порчи ценностей, а также установленное повреждение имущества;
- смену материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел).
Сплошная инвентаризация проводится по решению руководителя, который издает соответствующий приказ и назначает инвентаризационную комиссию. Члены этой комиссии проверяют фактическое наличие и состояние имущества: пересчитывают, измеряют, взвешивают ценности. Результаты проверки заносятся в инвентаризационную опись. При необходимости составляются сличительные ведомости.
По итогам годовой инвентаризации комиссия обычно оформляет протокол. Если были выявлены излишки (недостачи), заполняют ведомость по форме ИНВ-26. Затем, издается приказ руководителя компании об утверждении результатов инвентаризации.