Инвентаризация в бухгалтерском учете
Инвентаризация в бухгалтерском учете — это способ проверки соответствия реального наличия имущества в натуральных единицах данным, отраженным на счетах бухучета. При проведении таких проверок осуществляют контроль сохранности имущества, выявляют неучтенные операции, определяют размеры неликвидных запасов, удостоверяются в достоверности учета и своевременно исправляют допущенные неточности.
Сущность инвентаризации имеющихся у предприятия активов (обязательств) заключается в документальном отражении их фактического наличия (состояния) на определенную дату. Бухгалтер сравнивает результаты проверки с учетными данными и либо подтверждает их достоверность, либо корректирует.
Проведение инвентаризации — это процедура, регламентируемая нормами законодательства РФ. При их применении руководитель компании устанавливает количество и сроки проведения даннной проверки в отчетном году. Кроме него инициировать проверку могут и другие инстанции: вышестоящие организации, следственные или судебные органы. Это зависит от вида инвентаризации. Проводит инвентаризацию созданная в организации комиссия (но в отдельных случаях, согласно п. 22 ФСБУ 28/2023, ее можно не создавать).
Виды инвентаризации в бухгалтерском учете
Инвентаризации различаются в зависимости от нескольких критериев. Проверка может быть:
- Плановой и внеплановой.
- Сплошной и выборочной.
- Документальной и натуральной.
Также инвентаризация может быть обязательной и не обязательной (по инициативе руководителя компании). В первом случае проверка проводится перед составлением годовой бухотчетности. Это делается в четвертом квартале отчетного года.
Плановая и внеплановая инвентаризация
Плановая инвентаризация — это проверка, запланированная руководством фирмы на определенную дату. Причем в конце отчетного года, перед составлением годовой бухотчетности все активы компании (запасы, товары, финвложения, ОС, НМА, незавершенное строительство и др.) и финансовые обязательства в обязательном порядке подвергаются годовой ревизии.
Плановую годовую инвентаризацию проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. В крупных холдингах проверки планируют по категориям имущества (например, на 1 октября отчетного года ревизируют запасы и товары, на 1 ноября — ОС и НМА, а на 31 декабря — расчеты и обязательства).
Плановая инвентаризация — это инструмент контроля, позволяющий не только проверить, все ли операции оформлены документально и зафиксированы в бухучете компании, но и обеспечить достоверность данных годовой бухотчетности.
Внеплановая инвентаризация — это проверка, проведение которой организуется по мере необходимости (как правило, внезапно). Так, она необходима:
- при передаче (возврате) активов компании, имущественного комплекса (кроме обычной деятельности фирмы) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов организации;
- при ликвидации (реорганизации, кроме реорганизации в форме преобразования) компании — перед составлением промежуточного ликвидационного (разделительного) баланса соответственно;
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений/утраты, порчи, повреждения имущества организации;
- после стихийных бедствий, пожара, потопа и иных ЧС, возникших в экстремальных условиях.
Внезапные проверки могут быть инициированы как руководством компании, так и другими организациями, заинтересованными фактическим состоянием дел на предприятии.
Сполошная и выборочная
При сплошной инвентаризации проверяют все виды имущества и обязательств компании или все ценности и обязательства в отношении определенного объекта учета. Это делается путем их подсчета, осмотра, взвешивания, обмера, то есть измерением каждой позиции.
Например, плановые проверки активов и обязательств компании перед формированием годовых бухотчетов всегда производятся сплошным методом. Также по позициям пересчитывают активы, испорченные в результате стихийного бедствия, или же те, по которым выявлена утрата из-за действий материально ответственных лиц.
Выборочная (частичная) инвентаризация — это проверка одной из нескольких категорий имущества либо несколько позиций из разных групп активов или в разных местах хранения. Например, инвентаризационной комиссией могут быть проверены товары определенного поставщика на предмет оценки их качества.
Документальная и натуральная
При натуральной инвентаризации осуществляется непосредственное наблюдение объектов, определение их количества путем подсчета, осмотра, взвешивания, обмера. Например, товары пересчитывают натуральным способом, измеряя в приемлемых для актива единицах (например, в кг).
При документальной инвентаризации проверяется, в частности, правильность расчетов с банками, ИФНС, иными организациями, правильность установления сумм и обоснованность дебиторской и кредиторской задолженности.
Инвентаризация в учетной политике
Учетная политика компании — это локальный акт-инструкция, в котором определена совокупность способов ведения бухучета, приемлемых для конкретной организации. В этом ЛНА инвентаризации посвящен отдельный раздел. В нем указывается вся необходимая информация: порядок, сроки проведения проверок, порядок документального оформления проведения и результатов инвентаризаций и др.
Что нужно учесть при закреплении порядка инвентаризации в учетной политике организации, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Итоги
Законом о бухучете (№ 402-ФЗ) и ФСБУ 28/2023 установлена обязанность компаний проводить годовую инвентаризацию активов и обязательств. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов. Оно сопоставляется с данными бухучета. Какие виды инвентаризации бывают, рассказано выше в статье.