Виды инвентаризации в бухгалтерском учете

15.08.2018
0
Команда СП

В основе эффективного функционирования любой компании лежит грамотная организация бухгалтерского учета, контроля и достоверности фиксирования хозяйственных операций и затрат. И главными ее составляющими являются документация и инвентаризация: документация отражает факты деятельности фирмы, инвентаризация – подтверждает их правильность или же выявляет ошибки документирования в учете.

Инвентаризация в бухгалтерском учете – это способ проверки соответствия реального наличия имущества в натуральных единицах данным, отраженным на счетах бухучета. Проведением таких проверок осуществляют контроль сохранности имущества, выявляют неучтенные операции, определяют размеры залежалых и неликвидных запасов, отвлекающих средства из оборота, удостоверяются в правдивости учетной информации и своевременно исправляют допущенные неточности.

Сущность инвентаризации, т.е. ревизии имеющихся у предприятия активов, денежных потоков и обязательств, заключается в документальном отражении их фактического наличия и состояния на определенную дату. Бухгалтер сравнивает результаты проверки с учетными данными, и либо подтверждает их достоверность, либо корректирует.

Проведение инвентаризаций – процедура, регламентируемая законодательными нормами, опираясь на которые руководитель компании устанавливает количество и сроки их проведения в году. Кроме него инициировать проверку могут и другие инстанции: вышестоящие организации, следственные или судебные органы. Зависит это от вида инвентаризации. Проводит инвентаризацию специально созданная комиссия.

Виды инвентаризации в бухгалтерском учете

Инвентаризации различаются в зависимости от основания проведения. Поверка может быть плановой и внеплановой.

Плановая – проверка, запланированная руководством фирмы на определенную дату. Так, по завершении финансового года перед составлением годовой отчетности все активы компании (инвестиции, запасы, товары, финансы, ОС, НМА, незавершенное строительство) и состояние расчетов (задолженности дебиторов и перед кредиторами) подвергаются ревизии. Проводят плановые инвентаризации обычно в период с 1 октября по 31 декабря. В крупных холдингах проверки планируют по категориям имущества, например, на 1 октября ревизируют запасы и товары, на 1 ноября – ОС и НМА, на 31 декабря – расчеты и обязательства. Денежные средства в кассе и на счетах инвентаризируются, как правило, ежемесячно, иногда подекадно. Плановые инвентаризации – особый инструмент контроля, позволяющий проверить, все ли операции оформлены документально и зафиксированы в бухучете компании, а также обеспечить достоверность данных годовой финансовой отчетности.

Внеплановая – ревизия, проведение которой организуется по мере возникшей необходимости, как правило, внезапно. Подобная инвентаризация необходима:

  • при передаче активов фирмы в аренду, или при подготовке к их реализации;
  • при ликвидации фирмы;
  • при смене ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений/злоупотреблений;
  • после стихийных бедствий.

Внезапные проверки могут быть инициированы как руководством компании, так и другими организациями, заинтересованными фактическим состоянием предприятия.

Виды инвентаризации в бухгалтерском учете различаются и по полноте охвата. Проверка может быть полной или выборочной.

При полной инвентаризируют все или некоторые виды имущества и расчетов компании сплошным порядком – пересчетом, перевесом, перемером, т.е. измерением каждой позиции. Например, плановые проверки активов и пассивов перед формированием годовых отчетов всегда производятся сплошным методом. Также по позициям пересчитывают активы, испорченные в результате стихийного бедствия, или же те, по которым выявлены злоупотребления.

К выборочной (частичной) относится инвентаризация, когда проверяется одна из нескольких категорий имущества, либо в выборочном порядке – несколько позиций из разных групп активов или в разных местах хранения. К примеру, проверяющим из вышестоящей организации могут быть выбраны и инвентаризированы несколько позиций из общей массы имущества.

По методу проведения инвентаризации разделяют на документальные и натуральные. Например, пересчитывают позиции запасов или товаров натуральным способом, измеряя в приемлемых для актива единицах, а расчеты и обязательства ревизируют по представленным документам – договорам, актам сверок, платежкам.

Инвентаризация в учетной политике

Учетная политика компании – внутренний документ-инструкция, в котором определена совокупность способов ведения бухгалтерского учета, приемлемых для конкретной организации. Инвентаризации в учетной политике посвящен отдельный раздел, где указывается вся необходимая информация: периодичность, порядок, сроки проведения проверок, предусмотрены ситуации осуществления внезапных ревизий, инициированных сторонними организациями, а также порядок учета результатов проведенных инвентаризаций.

Оставить комментарий