Инвентаризация на предприятии

15.10.2024
0
Предприятие имеет в своем распоряжении различные активы. С целью обеспечения их сохранности требуется осуществлять периодическую проверку фактического наличия и состояния объектов, то есть, проводить инвентаризацию. Рассмотрим, что представляет собой инвентаризация, а также, какие виды инвентаризации имущества и обязательств организации установлены законодательством РФ.

Понятие инвентаризации

В соответствии с законодательством РФ, под инвентаризацией понимается проведение оценки фактического наличия имущества и состояния расчетов компании на конкретную дату. Это делается методом сравнения данных по факту и сведений из бухучета фирмы.

Осуществление инвентаризации закреплено законом РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который устанавливает требования к проведению этой процедуры. Также, необходимость в осуществлении контрольных мероприятий установлена приказом Минфина РФ № от 13.06.1995 № 49. Однако, с 1 апреля 2025 года этот приказ № 49 утратит силу и начнет действовать ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация".

Виды инвентаризации

Существует несколько критериев, позволяющих классифицировать инвентаризацию на предприятии. Так, ее классифицируют по:

  1. Обязательности проведения.
  2. Объему.
  3. Степени охвата.
  4. Назначению.

По обязательности проведения

В том случае, если речь идет о законодательно установленном требовании проводить годовую ревизию имущества в четвертом квартале отчетного (текущего) года, такую инвентаризацию принято называть обязательной. Также, в обязательном порядке она проводится при:

  • передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже:
  • преобразовании ГУП (МУП);
  • смене материально ответственных лиц на предприятии;
  • выявлении случаев хищения или повреждения имущества предприятия (злоупотребления данным активом);
  • стихийных бедствиях и иных ЧС, вызванных экстремальными условиями;
  • ликвидации (реорганизации) предприятия — перед оформлением ликвидационного (разделительного) баланса соответственно.

При необходимости инвентаризация на предприятии проводится по решению руководителя фирмы. Такая проверка является инициативной.

По объему

В зависимости от того, какое количество активов предприятия подлежит проверке, различают полную и частичную инвентаризацию. При частичной проверке инвентаризации подлежит только какой-либо объект имущества (например, материальные ценности в мести хищения или у определенного материально ответственного лица).

Полная ревизия предполагает проверку всех активов и обязательств предприятия. Как правило. такая инвентаризация проводится перед составлением годовой бухотчетности (в четвертом квартале отчетного года).

По степени охвата

По степени охвата, то есть, по масштабности проведения, различают сплошную и выборочную проверку. Сплошная ревизия осуществляется на территории компании в целом, во всех имеющихся подразделениях или проверяются все ценности и обязательства в отношении определенного объекта учета (например, проводится инвентаризация всех товаров по местам хранения и продажи).

Выборочная инвентаризация затрагивает определенную номенклатуру активов (например, только материальных ценностей в месте их хранения, или относящихся к ведению соответствующего работника - материально ответственного лица).

По назначению

По своему назначению инвентаризация может быть плановой и внеплановой. Плановые инвентаризации проводится в соответствии с утвержденным в компании графиком, подписанным директором фирмы.

Если номенклатура товаров на предприятии не является большой, то инвентаризацию можно проводить только раз в год (в четвертом квартале). В ином случае, данная проверка проводится чаще (например, один раз в квартал).

Для внеплановых проверок характерна внезапность осуществления. Такие ревизии, например, проводятся при смене материально ответственного лица, выявлении случаев хищения имущества предприятия или при стихийных бедствиях (ЧС), вызванных экстремальными условиями.

Когда еще проводится внеплановая инвентаризация на предприятии, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Кто проводит инвентаризацию на предприятии

Проведение инвентаризации на предприятии должно осуществляться соответствующей комиссией, утвержденной руководителем организации. Комиссия выступает в качестве постоянно действующего органа. Ее участники являются представителями разных подразделений фирмы: администрации, бухгалтерии, аудита.

Однако, в состав инвентаризационной комиссии не может входить материально ответственное лицо, участок работы которого подлежит проверке. МОЛ только присутствует при инвентаризации.

Отправной точкой при проведении ревизии является издание приказа руководителем о необходимости проведения инвентаризации, который, в частности, определяет период осуществления контроля, а также, перечень инвентаризируемых объектов.

Инвентаризация на предприятии состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный  издание соответствующего приказа, создание комиссии.
  2. Этап непосредственной проверки — проведение мероприятий по проверке состояния расчетов и установлению фактического наличия имущества на предприятии, формирование описей, сравнение фактического наличия с учетными данными, выявление расхождений и поиск причин, их вызвавших.
  3. Заключительный этап — предполагает необходимость документального оформления полученных результатов.

Итоги

Проведение инвентаризации на предприятии является неотъемлемой частью контроля над сохранностью ценностей компании и достоверностью бухучета. Данная проверка бывает разных видов (в зависимости от обязательности ее проведения, объема, степени охвата и назначения). Основные нюансы инвентаризации на предприятии приведены выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий