Инвентаризация финансовых вложений - правила и порядок проведения

26.10.2024
0
Когда мы говорим об инвентаризации, воображение сразу же рисует склад, стеллажи с товарно-материальными ценностями. Здесь картинка более чем ясна. Но как провести инвентаризацию финансовых вложений компании, которые не только нельзя потрогать и увидеть, как материальные запасы или основные средства, которые подчас даже не имеют документарной формы? Все не так сложно на самом деле.

Что относится к финансовым вложениям?

Финансовые вложения подлежат инвентаризации наряду с прочими активами и обязательствами предприятия. В данной статье мы рассмотрим особенности проведения инвентаризации финансовых вложений: порядок, сроки, документальное оформление.

Напомним, что финансовые вложения — это активы, не имеющие материальной формы, которые приносят доход.

В соответствии с п. 2, 3 ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений», утверждённого приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н, к финансовым вложениям относятся:

Статья по теме: Бухгалтерский учет финансовых вложений Подробнее
  • ценные бумаги (государственные или муниципальные, такие как ОФЗ, ОВВГЗ, Золотые сертификаты и др.);
  • ценные бумаги коммерческих организаций (облигации, векселя и т.п.);
  • вклады в уставные капиталы других организаций;
  • займы, выданные третьим лицам под проценты;
  • денежные средства, размещённые на депозитах в банках;
  • вклады организации-товарища по договору простого товарищества;
  • дебиторская задолженность, приобретённая по договорам цессии (уступки права требования), по которой прогнозируется доходность.

ВНИМАНИЕ! С 1 апреля 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.

Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Сроки проведения инвентаризации финансовых вложений

Инвентаризация финансовых вложений может проводиться в рамках сплошной инвентаризации активов и обязательств предприятия, либо быть выборочной. По общему правилу, инвентаризация всех активов и обязательств компании проводится ежегодно перед составлением бухгалтерской отчётности, в четвертом квартаре отчетного года (пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Выборочно инвентаризация может проводиться:

  • в случаях подготовки отчётности для потенциального инвестора или совета директоров предприятия;
  • при принятии особых управленческих решений по покупке или продаже бизнеса;
  • в иных случаях на усмотрение руководителя предприятия.
Бланк по теме: Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22 Посмотреть Скачать

Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя организации (ИНВ-22), в котором закрепляются объекты проверки, срок проведения и состав инвентаризационной комиссии. В такую комиссию могут входить сотрудники бухгалтерии, специалисты юридической службы, службы безопасности, а также сотрудники аудиторских структур, как внутренних, так и внешних. Однако, материально ответственное лицо, участок работы которого проверяется, не может входить в данную комиссию, но присутствует при инвентаризации.

Инвентаризация может быть плановой и внеплановой.

Обратите внимание, что в некоторых случаях инвентаризация финансовых вложений предприятия обязательна, например:

  1. Перед составлением бухгалтерской отчётности.
  2. При смене материально ответственных лиц — для подтверждения фактического наличия документов, вверенных конкретному ответственному лицу.
  3. При обнаружении хищений или порчи документов, подтверждающих правообладание финансовыми вложениями и имеющих документальную форму, которые хранятся в организации.
  4. При реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации.
  5. В случае стихийных бедствий, пожара, аварий и иных чрезвычайных происшествий, вызванных экстремальными условиями.

Обратите внимание, что инвентаризацию ценных бумаг, хранящихся в кассе, проводят одновременно с инвентаризацией кассы предприятия (п. 3.11 Методических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

Порядок проведения инвентаризации финансовых вложений

Порядок проведения данного вида активов отличается от общего лишь тем, что, как правило, финансовое вложение не имеют материально-вещественной формы. Поэтому инвентаризацию проводят путём проверки документов (договоров, актов приёма-передачи, платёжных поручений, накладных и др.), которые подтверждают право организации на владение ими.

Согласно п. 3.10 Методических указаний по инвентаризации, следует проверить:

  • фактическое наличие финансовых вложений;
  • корректность определения стоимости финансовых вложений (то есть ее реальность);
  • своевременность и полноту отражения в бухгалтерском учёте признанных доходов  по финвложениям.

Фактическое наличие финансовых вложений по разным видам вложений определяется по-разному.

При инвентаризации ценных бумаг, хранящихся на предприятии в кассе, проверке подлежат обязательные реквизиты: серии и номера, даты выдачи, даты оформления, стоимость (номинальная и фактическая), сроки гашения и так далее.

По бездокументарным ценным бумагам и ЦБ, сданным на хранение в спец. хранилища, реквизиты берутся из выписок, предоставленных, соответственно, депозитариями, реестродержателями, банками и др.

При инвентаризации депозитов проверяются платёжные поручения, подтверждающие фактический перевод денежных средств (внесение вклада), сроки размещения по банковскому договору, банковские выписки по депозитным счетам в банках.

При инвентаризации долей в уставных капиталах других организаций сверяются данные бухгалтерского учёта с договорами купли-продажи долей в уставном капитале, измеряется величина и процент доли каждого вклада в уставный капитал, проверяется фактическое исполнение обязанностей по оплате указанной доли и иные сведения. Информация сверяется и со сведениями из ЕГРЮЛ (пункт 3.14 Методических указаний по инвентаризации).

При инвентаризации выданных займов проверяется фактическое наличие договоров займа, сверяются обязательные реквизиты (номера, даты, сроки выдачи и погашения, процентная ставка по договору), фактическая задолженность на дату проведения инвентаризации, размер фактически начисленных процентов. Кроме того, проверяются платежные документы, подтверждающие выдачу таких займов.

При проверке таких финансовых вложений, как дебиторская задолженность по договору уступки права требования (договору цессии), проверяется фактическое наличие документов, подтверждающих право требования (например, таких, как договор), акты сверки с дебиторами.

Статья по теме: Уступка права требования долга между юридическими лицами Подробнее

При обнаружении несоответствия сведений в ходе проведения ревизии все отклонения необходимо зафиксировать в инвентаризационной описи либо в акте.

В ходе проведения инвентаризации финансовых вложений:

  1. По каждому виду данных активов проверяется корректность формирования первоначальной стоимости на отчётную дату.
  2. Сумму фактических затрат рассчитывается по документам (платежным поручениям, актам приема-передачи, накладным и др.), удостоверяющим передачу денег и другого имущества в оплату задолженности по договорам на покупку финвложений.
  3. Оценивается обоснованность включения в первоначальную стоимость доп. расходов, связанных с покупкой финансовых вложений. 

Последующая оценка финансовых вложений проводится организацией различными методами, которые зависят от вида финансовых вложений.

По активам, обращающимся на рынке ценных бумаг, определяется их текущая рыночная стоимость по данным организованных рынков или торговых площадок (п. 20 ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений»). По ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, корректировка первоначальной стоимости производится с целью доведения первоначальной стоимости до номинальной на отчётную дату, если данная корректировка предусмотрена Учётной политикой организации (п. 22 ПБУ 19/02).

Учётной политикой организации может быть предусмотрено создание резервов под обесценение финансовых вложений. В таком случае требуется проведение дополнительной аналитической работы по оценке финансового состояния организаций (анализу их бухотчетности), ценными бумагами которых владеет компания. Факт убытков на протяжении нескольких отчётных периодов, которые не подтверждены сезонным характером работы либо иными факторами, говорит о снижении стоимости финансовых вложений предприятия.

В бухгалтерском учёте резервы под обесценение финансовых вложений отражаются на счёте 59, величина которых подлежит корректировке при необходимости, в том числе по результатам ревизии.

Порядок проведения доходов по финансовым вложениям

При проверке доходов, получаемых компанией по финансовым вложениям, необходимо выполнить следующие шаги.

По выданным займам под проценты, депозитным вкладам необходимо проверить начисление процентов за каждый отчётный период в сумме, предусмотренной договором (п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

По долговым ценным бумагам проверяется то, что доход в виде разницы (дисконта) между номинальной стоимостью и первоначальной стоимостью вложений отражен за подлежащий проверке период в сумме, пропорциональной сроку обращения. Причем, данный доход начислен за каждый прошедший отчетный период.

Особое внимание необходимо обратить и на доходы в виде дивидендов от участия в уставных капиталах других компаний. Проверяется, своевременно ли признаны такие доходы и соответствуют ли суммам, причитающимся фирме по решению о распределении (фактически полученным суммам — если дивиденды признаются в доходах за вычетом налога, удерживаемого источником выплаты).

Статья по теме: Учет операций в иностранной валюте: изменения Подробнее

Какими документами оформляется инвентаризация финансовых вложений?

Законодательно не установлено обязательной к применению формы Акта инвентаризации финансовых вложений, поэтому многие эксперты рекомендуют использовать форму ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности», утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Скачать бланк ИНВ-16 

Образец заполнения ИНВ-16 подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите к образцу документа.

На наш взгляд, организации удобнее разработать свою форму бланка Акта инвентаризации финансовых вложений, учитывая их видовое разнообразие, и закрепить указанную форму в Учетной политике. В любом случае, форма должна содержать реквизиты из ст. 9 закона № 402-ФЗ и перечень данного вида активов с указанием следующей информации о них:

  • вид финансового вложения;
  • первоначальная стоимость;
  • текущая рыночная стоимость на последнюю отчетную дату;
  • срок действия договора (мес.)
  • доходность (% годовых);
  • сумма резерва под снижение стоимости (если резерв создавался).

Результаты инвентаризации фиксируются в ведомости ИНВ-26 (при наличии излишков, недостачи) и в протоколе заседания инвентаризационной комиссии. Затем, издается приказ руководителя компании об утверждении итогов инвентаризации.

Итоги

Во время инвентаризации финансовых вложений проверяют их фактическое наличие путем проверки документов, подтверждающих права организации на них. Документарные ценные бумаги, хранящиеся в кассе, проверяют во время инвентаризации кассы.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий