Инвентаризация финансовых вложений

Инвентаризация финансовых вложений

Похожие публикации
Помимо инвентаризации имущества компаниями периодически ревизируется состояние финансовых вложений. Поговорим об особенностях проведения этой процедуры.
Инвентаризация финансовых вложений: подготовка и этапы проверки
Инвентаризация осуществляется инвентаризационными комиссиями, созданными в том же порядке, который используется при проверке наличия всех остальных видов имущества компании. Основанием для проведения служит распоряжение руководителя, назначающего даты и сроки, а также состав комиссии.
Инвентаризация финансовых вложений включает проверку понесенных затрат в приобретенные ценные бумаги и вклады в УК других предприятий, а также законности оснований по предоставленным займам.
При проверке реального наличия ценных бумаг устанавливают:
- правомерность их оформления;
- действительную стоимость на момент проверки, отраженную в учете;
- реальное наличие документов;
- полноту и актуальность отражения в бухучете полученных доходов от приобретения бумаг.
Инвентаризационная комиссия сопоставляет действительное наличие представленных к проверке документов с информацией по бухучету и анализирует вопросы получения компанией экономических выгод от приобретения ценных бумаг, размещения вкладов в УК других субъектов, выдачи займов.
На этом этапе инвентаризация финансовых вложений радикально отличается от проверок наличия другого имущества, поскольку из оборота компании в качестве инвестиций выбывают весьма внушительные суммы, а, если вложения не приносят дохода, то следует подумать о целесообразности этих расходов.
Приемы проведения инвентаризации финансовых вложений
Ценные бумаги, хранящиеся в предприятии, представляются к проверке. Инвентаризируют их по каждому эмитенту с указанием названия, номера, серии, номинальной и реальной стоимости, сроков действия. Реквизиты каждого документа сверяются со сведениями, зафиксированными бухгалтерией в соответствующих реестрах.
Инвентаризация ценных бумаг, переданных на хранение в специализированные учреждения (банк, депозитарий и т.п.) заключается в сопоставлении сумм, зафиксированных на балансовых счетах с информацией в представленных выписках хранилищ.
Инвестиции в УК других компаний, а также предоставленные займы должны подтверждаться соответствующими документами.
Отражение результатов инвентаризации финансовых вложений
Итоги проведенной проверки фиксируются комиссией в инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков строгой отчетности формы № ИНВ-16, либо в разработанном фирмой документе, содержащем все необходимые реквизиты и закрепленном в учетной политике в разделе применяемых форм.
До начала проверки ответственные за сохранность ценных бумаг дают расписку, которая предваряет табличную часть описи. Составляют опись в двух экземплярах, подписывают комиссией и лицом, ответственным за хранение документов, подтверждающих произведенные вложения. Один экземпляр описи комиссия передает бухгалтеру, второй остается у МОЛ. Если одновременно с инвентаризацией финансовых вложений производится смена МОЛ, то опись составляется в трех экземплярах, и третий передается лицу, сдавшему полномочия по хранению документов.
Если при инвентаризации установлены неучтенные ценные бумаги, то, взяв письменные объяснения МОЛ, их приходуют в дебет счета финансовых вложений (58) с кредита счета прочих доходов – 91.
Выявленная недостача, зафиксированная в описи, влечет за собой тщательный разбор ситуации, который проводит руководитель. Он и решает, как поступить – списать недостачу на убытки, либо взыскать ее с виновного лица.