Внеплановая инвентаризация

07.11.2022
0
Название инвентаризации «внеплановая» говорит об исключительной ситуации, вследствие которой осуществляется проверка активов или расчетов в незапланированные сроки. О том, в каких случаях проводится внеплановая инвентаризация, пойдет речь в статье.

Внеплановая инвентаризация: понятия и случаи проведения

Инвентаризация является одним из инструментов наблюдения за сохранностью активов, обеспечения достоверности учетных показателей, которые сравнивают с реальными остатками (ТМЦ, ОС, НМА) и объемом имеющихся обязательств (кредиторская/дебиторская задолженность) на определенную дату.

Обязанность проведения инвентаризации установлена законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете», а методика ее осуществления и оформления итогов – приказом Минфина РФ от 13.06.1995№ 49. Количество инвентаризаций в году и сроки их проведения устанавливаются руководством фирмы. К примеру, плановая инвентаризация проводится перед формированием годовой отчетности. Так, в крупных компаниях ТМЦ зачастую инвентаризируют на 1 октября, а ОС, НМА и обязательства – на 31 декабря.

Проведение любой инвентаризации преследует цели:

  • проверки правдивости данных учета сравнением с реальными остатками имущества или обязательств;
  • выявления незафиксированных операций;
  • контроля условий хранения имущества:
  • своевременности и полноты расчетов с контрагентами и отражения их в документах фирмы;
  • установление неликвидного или неиспользуемого имущества.

Как и плановые, незапланированные проверки являются обязательными и, в основном, внезапными, поскольку предвидеть все ситуации, когда необходимо подтверждение достоверности наличия активов и полноты учета обязательств, невозможно. Внеплановую инвентаризацию могут вызвать только нештатные обстоятельства. К ним, в т.ч. относятся:

  • Смена руководителя складского хозяйства, бригадира или иных материально-ответственных лиц;
  • Установление фактов злоупотреблений, хищений, кражи или порчи имущества;
  • Передача имущества фирмы в аренду, на продажу или выкуп при реорганизации государственных или муниципальных организаций;
  • Ликвидация компании;
  • Случаи возникновения стихийных бедствий – пожаров, аварий и т.п.

В зависимости от причины проведения внеплановой инвентаризации, инициировать ее могут различные инстанции – следственные органы (при хищениях или злоупотреблениях), суды своими постановлениями (при банкротстве или ликвидации фирмы), вышестоящие организации (при преобразовании компании), руководитель компании (при смене материально-ответственных лиц, ликвидации последствий разгула стихии и т.п.).

Внеплановая инвентаризация может быть полной или частичной. Например, при передаче дел и активов от одного кладовщика другому, пересчету и обмеру подвергается весь имеющийся объем имущества, а при повреждении (к примеру - от потопа) какой-либо части кладовой, инвентаризируют лишь испорченные активы, устанавливая сумму ущерба.

Общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, подробно описали эксперты «Консультант Плюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение

Порядок проведения инвентаризации

В большинстве ситуаций проведение внеплановых проверок инспирирует руководитель, издав соответствующий приказ по предприятию, в котором указывается причина проверки, назначается инвентаризационная комиссия, сроки и место проведения.

Оформление инвентаризации осуществляется на бланках унифицированной формы или самостоятельно разработанных и закрепленных в Учетной политике формах документов об инвентаризации, содержащих все необходимые реквизиты. Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи по видам имущества или цехам, где каждая позиция имущества сравнивается с данными бухгалтерского учета. При наличии несоответствий оформляется сличительная ведомость, в которой выводится недостача или излишки в сумме и количестве по каждому активу и в целом. Сличительные ведомости составляются в двух экземплярах (один передается бухгалтеру, другой остается у кладовщика). При оформлении передачи имущества при смене материально-ответственных лиц сличительные документы составляют в трех экземплярах (третий необходим принимающему имущество лицу).

При выявлении расхождений, комиссией оформляется протокол с отражением причин их образования, который передается инициатору проверки. Таким образом, внеплановыми инвентаризациями устанавливается сумма ущерба от обстоятельств, вызвавших проведение проверочных мероприятий.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий