Правила проведения государственных закупок в 2021 году

17.08.2021
0
Команда СП

В Российской Федерации государственные закупки регулируются нормативными актами различного уровня. Рассмотрим ключевые положения по госзакупкам и сравним их с нормативами аналогичного назначения в близлежащих странах.

Правила осуществления государственных закупок: ключевые нормы

Правила госзакупок 2021 года в России регулируются следующими основными нормативными актами:

1. Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, который регулирует закупки, где заказчиком являются государственные компании, госкорпорации и иные предприятия с госучастием (например, Газпром, Росатом).

2. Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Он устанавливает порядок проведения государственных закупок органами государственной власти и учреждениями.

Ключевые положения указанных законов, в целом, очень схожи. Так, оба норматива устанавливают практически одинаковые перечни способов определения поставщика, в число которых входят (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

Оба закона предусматривают финансовое обеспечение исполнения заявки со стороны поставщика посредством (ч. 4 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, ч. 24 ст. 3.1 Закона № 223-ФЗ):

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ гарантия обязательна, если сумма контракта превышает 5 млн. рублей, и это одно из отличий между нормативами: Закон № 223-ФЗ аналогичных требований не устанавливает.

Безусловно, правила проведения государственных закупок устанавливаются и другими нормативными актами, в том числе изданными в целях исполнения законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. В их числе, например:

  • правила определения требований к отдельным товарам, работам и услугам, утвержденные Постановлением Правительства России от 02.09.2015 № 927;
  • правила контроля в сфере закупок, утвержденные Постановлением от 01.10.2020 № 1576;
  • правила подготовки отчетов по госзакупкам у малых предприятий, утвержденные Постановлением от 17.03.2015 № 238.

Несмотря на то, что многие из нормативов, устанавливающих порядок осуществления государственных закупок, обязательны к исполнению только заказчиками в лице государственных органов, учреждений или предприятий, исполнителям, потенциально заинтересованным в участии в тендерах, также полезно изучать соответствующие источники, в том числе, в порядке прохождения обучения необходимым навыкам в сфере госзакупок. Такое обучение полезно, а часто просто безальтернативно для постоянного участника данной системы.

Госзакупки - порядок проведения

Порядок проведения госзакупок включает следующий общий алгоритм:

  • заказчик размещает в единой информационной системе (ЕИС) госзакупок информацию по контракту (в частности, указывает способ определения поставщика, перечисляет требования к исполнителю);
  • потенциальный исполнитель, зарегистрированный в системе госзакупок в установленном порядке, подает заявку, ждет рассмотрения (при необходимости — дополняет банковской гарантией);
  • заказчик в рамках соответствующей процедуры (конкурс, аукцион) выбирает поставщика;
  • заключается контракт между заказчиком и выбранным исполнителем.

В контракте прописывается особый параметр — начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК). Договор можно заключить только в пределах данной цены или ниже, например, если поставщик предложит выгодную цену в ходе аукциона.

В случае невыполнения контракта, исполнитель может быть внесен заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков, и в этом случае у него не получится в дальнейшем участвовать в госзакупках.

Поставщиками в системе госзакупок могут быть обычные физлица, ИП, организации. В случаях, предусмотренных законом, в системе госзакупок даются преференции малым и средним предприятиям. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ не менее 15% от годового объема закупок должно производиться у малых предприятий (с 01.01.2022 - не менее 25%).

Участие субъектов МСП в госзакупках по Закону № 223-ФЗ дополнительно регулируется отдельным правительственным Постановлением от 11.12.2014 № 1352, согласно которому годовой объем закупок у субъектов МСП государственных предприятий должен составлять не менее 20% от общего объема контрактов (п. 5 Положения по Постановлению № 1352).

Правила осуществления государственных закупок 2021 года следует применять в действующей их редакции. Рассмотрим ряд ключевых изменений в них, вступивших (вступающих) в силу в 2021 году.

Правила государственных закупок (2021 г.): что нового?

Если говорить о вступивших (вступающих) в силу нормативах, регулирующих проведение госзакупок в 2021 году, то можно выделить положения:

1. Обновленного п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2021), по которому заказчик стал обязан проверять исполнителя на предмет отсутствия привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (за передачу незаконного вознаграждения от имени юрлица) в течение двух последних лет.

2. Обновленной редакции от 01.04.2021 статьи 82.1 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой начальная (максимальная) цена контракта в рамках запроса котировок может составлять до 3 млн. рублей (ранее — до 500 тыс. рублей).

Фактически, здесь расширились возможности для малого бизнеса: запрос котировок считается одним из простейших способов получить контракт, так как смотрится цена в чистом виде. Кто дешевле предложил, тот и выиграл, но теперь цена договора может быть весьма высокой для малого предприятия.

3. Обновляемого (вступает в силу с 01.10.2021 года) п. 19 Положения по Постановлению № 1352, согласно которому НМЦК контракта для закупок у малых и средних предприятий по Закону № 223-ФЗ будет увеличена до 800 млн. рублей. Пока что этот порог составляет 400 млн. рублей.

В свою очередь, различные изменения, вносимые в порядок госзакупок, предусмотрены многими проектами нормативных актов, которые уже приняты или могут быть приняты в 2021 году (и вступят в силу с 2022 года). В их числе, например, нормативы, предусматривающие ускоренные расчеты по государственным контрактам, или же ограничивающие участие неопытных предпринимателей в дорогостоящих тендерах.

Госзакупки — сфера правоотношений, распространенная во многих странах, в том числе в государствах-участниках ЕАЭС. Рассмотрим для примера основные правила государственных закупок, действующие у ближайших соседей России и партнеров по Евразийскому экономическому союзу — в Беларуси и Казахстане.

Правила госзакупок в ЕАЭС: на что обратить внимание

В Беларуси государственные закупки регулируются Законом от 13.07.2012 № 419-З. Сами закупки классифицируются по видам (п. 1 ст. 18 Закона № 419-З):

  • конкурсы (открытый, закрытый);
  • аукцион (электронный);
  • запрос ценовых предложений;
  • закупка из одного источника;
  • торги на бирже.

Выбор способа закупки зависит от ориентировочного объема годовой потребности в однотипных товарах, что отражена в годовом плане госзакупок заказчика. Кроме того, предусмотрено определение организацией внутреннего порядка осуществления закупок за счет собственных средств, в котором закрепляются конкретные виды процедур госзакупок, условия их применения и проведения в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229.

Основной нормативный акт, регулирующий госзакупки в Казахстане — закон от 04.12.2015 № 434-V ЗРК. Его дополняет приказ Министра финансов республики от 11.12.2015 № 648 об утверждении правил осуществления государственных закупок. Это довольно большой по объему документ, в деталях регламентирующий взаимодействие между заказчиками и поставщиками в рамках документооборота с применением электронной цифровой подписи. По существу, это национальные правила проведения электронных государственных закупок.

В Казахстане функционирует справочно-правовая система, с помощью которой можно изучить в действующей версии национальные правила осуществления государственных закупок — Адилет. Сейчас, как следует из информации данной системы, применяется приказ № 648 в редакции от 01.08.2021 года.

Приказом предусматривается 3 способа выбора поставщика — конкурс, аукцион и запрос ценовых предложений. К числу ключевых нормативных положений приказа, регулирующих указанные способы определения поставщика, можно отнести те, что закреплены, в частности:

  • в п. 45-1 — 45-8 Правил, которые регулируют подачу заявки на участие в закупках посредством запроса ценовых предложений;
  • в п. 46 — 46-3 Правил, которые регламентируют основные этапы проведения госзакупок посредством конкурса;
  • в п. 251 — 253 Правил, регулирующие проведение аукциона.

Также можно обратить внимание на положения п. 426 — 426-4 Правил, которые регулируют порядок исполнения договора при государственных закупках, взаимодействие между поставщиком и заказчиком в электронной форме. Примечателен п. 426-4 правил осуществления государственных закупок, согласно которому заказчик может в установленный срок — не позднее 3 рабочих дней со дня получения на веб-портале госзакупок уведомления об оформлении исполнителем акта приема-передачи товара (выполнения работ или оказания услуг) — отказать в принятии товара, работы или услуги с указанием аргументированных обоснований. Также заказчик вправе взять до 10 дней на дополнительное изучение поставленных товаров, работ или услуг.

Во многих частях нормативы, закрепленные в законодательстве Республики Казахстан о госзакупках, схожи по существу с российскими. Так, в п. 45-2 Правил указано, что потенциальный поставщик может выбрать один из двух видов обеспечения заявки (в данном случае — в форме ценовых предложений):

  • денежные средства на своем электронном кошельке;
  • банковскую гарантию (ее форму содержит Приложение 22 к Правилам осуществления государственных закупок по приказу № 648).

Аналогичные условия и в случае с конкурсом, аукционом (п. 114, 312 Правил).

Таким образом, для российского предпринимателя, планирующего вести бизнес в странах ЕАЭС, важно изучать местные нормативные положения об утверждении правил осуществления государственных закупок. В некоторой части они могут быть схожи с положениями актов, действующих в РФ, но больше отражают локальную специфику нормативного регулирования.

Оставить комментарий