В 2021 году вступили в силу изменения в законодательстве, регулирующем проведение запроса котировок в системе государственных закупок. Рассмотрим сущность таких изменений и ознакомимся с действующим порядком осуществления запроса котировок.
Проведение электронного запроса котировок: что нового?
Участникам правоотношений, в рамках которых осуществляется проведение запроса котировок в электронном виде, следует, прежде всего, учитывать изменения в положениях Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, вступившие в силу с 1 апреля 2021 года.
В числе таких изменений (п. 2, подп. 3 п. 3 ст. 82.1, п. 1 ст. 36 закона):
- установление для заказчика права осуществлять запрос котировок в электронной форме, если начальная (максимальная) стоимость контракта составляет не более 3 млн. рублей (в соответствии с предыдущей редакцией закона — не более 500 тыс. рублей), а годовой объем закупок по электронным котировкам составляет не более 10% от общего без ограничений по обороту (ранее было ограничение в 100 млн рублей);
- обязанность публиковать извещение о закупке не менее, чем за 4 рабочих дня до завершения приема заявок (ранее – 5 дней);
- установление возможности для отмены заказчиком осуществления запроса котировок не позднее, чем за 1 час до окончания срока направления заявок (ранее – 2 дня).
Также стоит иметь в виду, что:
1. В соответствии с постановлением Правительства России от 19.02.2020 № 180 установлена типовая форма для заявки на участие в запросе электронных котировок.
В данной форме, в частности, предусмотрено обязательное указание сведений о стране происхождения товара, если только речь не идет о включении проектной документации, о которой говорится в п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в извещение о запросе.
Форма также применяется с 1 апреля.
2. Постановлением Правительства России от 06.08.2020 № 1193 введены Правила ведения казначейского контроля в отношении закупок.
Данный нормативный акт предусматривает, что при размещении документации о закупках в Единой информационной системе контроль по общему правилу производится автоматически (подп. «б» п. 24 Правил).
Рассмотрим подробнее порядок проведения электронного запроса котировок с учетом отмеченных изменений в законодательстве.
Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме
Общий алгоритм действий заказчика, заключающего контракт методом запроса котировок по Закону № 44-ФЗ, может включать следующие основные этапы:
1. Включить закупку в план график в порядке, регламентированном ст. 16 Закона № 44-ФЗ.
Проведение запроса котировок в электронной форме, если они не включены в график, незаконно (п. 1 ст. 16 закона).
2. Проверить лимиты по годовому объему закупок.
Как мы уже знаем, с 1 апреля действует лимит до 10% закупок методом котировок в общем объеме закупок.
3. Проверить действительность электронных подписей у членов закупочной комиссии.
Дело в том, что ЭЦП им нужна для заверения протокола подведения результатов запроса котировок (подп. «в» п. 10 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ).
4. Проверить комплектность документации по запросу — с учетом требований п. 3 и 4 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ.
В состав такой документации должны выходить, в частности, проект по контракту, обоснование начальной (максимальной) цены с учетом положений ст. 22 закона, а также извещение, регламентирующее основные моменты проведения конкурса.
5. Разместить извещение о конкурсе в Единой информационной системе.
Извещение должно иметь реквизиты, перечисленные в подп. 1-5 п. 3 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ. В частности, отражать:
- тот факт, что заказ размещается посредством запроса котировок;
- идентификаторы торговой площадки;
- подробные данные о заказчике;
- ключевые условия по контракту;
- требования к документации от заявителей;
- начальную (максимальную) цену контракта;
- срок проведения электронного запроса котировок.
Корректировка извещения, размещенного в ЕИС, не разрешается (п. 4 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). Но можно отменить процедуру закупки — как мы уже знаем, не позднее, чем за час до завершения процедуры подачи заявок от участников (п. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ). В этих целях заказчик размещает в ЕИС решение об аннулировании закупки.
Если необходимости в отмене извещения не возникло, то в период действия сроков проведения закупки заказчик будет получать заявки от участников. Далее в работу вступает комиссия по закупкам, которая затем отбирает заявки по котировкам, которые в денежном выражении устраивают заказчика.
Положениями п. 11 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ определены условия, при которых заявка от того или иного участника подлежит отклонению. Так, например, заявка отклоняется, если предоставленные заявителем сведения не соответствуют тем требованиям, что определены в извещении, или же если сам участник не соответствует установленным критериям. Также отклоняются заявки, содержащие недостоверные данные.
Таков общий порядок проведения запроса котировок в электронной форме. После выбора победителя на котировочном аукционе формируется итоговый протокол, составляемый с в соответствии с положениями ч. 12 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ. Если заявитель оказался единственным, то возможно заключение контракта с единственным поставщиком с учетом положений подп. 25 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.