В случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ от 05.04.2013, процедура заключения контракта между поставщиком и исполнителем может быть отменена. Рассмотрим соответствующие основания подробнее.
Как происходит отмена процедуры заключения контракта:
Для начала рассмотрим правоотношение, при котором происходит отмена заключения контракта по 44-ФЗ, то есть, аннулирование самой процедуры его заключения в рамках взаимодействия между заказчиком и исполнителем по тендеру. Закон № 44-ФЗ предусматривает достаточно много ситуаций, при которых фактически осуществляется прекращение рассматриваемой процедуры. Например — признание исполнителя уклонившимся от заключения договора, когда:
- победитель тендера не направил заказчику проект контракта (ч. 13 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ);
- победитель открытого конкурса не предоставил исполнителю сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, не предоставил обеспечение (ч. 6 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
- победитель закрытого аукциона не представил заказчику подписанный договор, как и требуемое обеспечение по контракту (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ).
Еще вариант – когда исполнитель отстранен от процедуры определения поставщика. Это возможно, если, например, участник не соответствует требованиям, определенным ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, либо имеет крупные недоимки по налогам (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ) или включен в Реестр недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Второй тип правоотношений – отмена контракта, который уже заключен. Рассмотрим, как производится данная процедура.
Отмена действующего контракта: как осуществить?
Расторжение действующего государственного контракта возможно (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ):
- по соглашению его сторон;
- по решению суда;
- в рамках одностороннего отказа заказчика или поставщика по основаниям, определенным Гражданским Кодексом.
Кроме того, предусматривается одностороннее прекращение контракта по инициативе заказчика, если исполнитель существенно нарушил условия договора. В этом случае исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, в РНП попадают и поставщики, с которыми договор был расторгнут по решению суда.
Если отказ от исполнения контракта инициирован заказчиком, то он будет законным, если:
- он производится по основаниям, предусмотренным ГК РФ,
- возможность односторонней отмены договора заказчиком предусмотрена непосредственно его условиями (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
В свою очередь, односторонний отказ исполнителя возможен только при наличии тех же условий в договоре, пусть они и касаются права на расторжение контракта заказчиком (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Сама по себе возможность отражения в контракте права сторон на его одностороннее отражение закреплена в ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, это опция не должна противоречить положениям ч. 8-25 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Отмена контракта по 44-ФЗ базируется, таким образом, на положениях ГК РФ, если не применимы иные основания – соглашение сторон или принятие решения судом. При этом, одни положения ГК РФ будут применимы заказчиком, а другие – исполнителем.
К числу основных «отказных» норм Кодекса для заказчика можно отнести те, что закреплены, в частности:
- в п. 2 ст. 523 ГК РФ (если была осуществлена доставка поставщиком товара ненадлежащего качества, с неустранимыми недостатками, при нарушении сроков транспортировки товаров);
- в п. 5 ст. 709 ГК РФ (если имеет место не устраивающее заказчика превышение цены работ относительно тех, что закреплены в договоре);
- в п. 2 и 3 ст. 715 ГК РФ (исполнитель работ выполняет ее слишком медленно и явно не успевает к сроку, подрядчик опаздывает с устранением недостатков);
- п. 3 ст. 723 ГК РФ (подрядчик допустил существенные отступления от условий, отраженных в договоре).
Довольно специфическая норма закреплена в ст. 717 ГК РФ. Там сказано, что заказчик вправе в любое время до получения результатов работы отказаться от исполнения контракта, уплатив исполнителю фактически выполненный к тому моменту объем работ. Но при этом данная норма применима, если самим контрактом не предусмотрено иного.
В свою очередь, исполнитель может отказаться от контракта на основании положений:
- п. 2, 3 ст. 523 ГК РФ (заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты, допускал невыборку товаров);
- п. 6 ст. 709 ГК РФ (заказчик не принял повышение цены договора при том, что стоимость материалов существенно выросла, и это нельзя было предусмотреть при заключении контракта).
Практический отказ от контракта на основании указанных выше положений ГК РФ, осуществляется посредством направления отказывающейся стороной уведомления другой стороне о желании отказаться от договора. По общему правилу, договор прекращается сразу после получения другой стороной соответствующего уведомления (п. 1 ст. 450.1 ГК РФ). В случае с госзакупками действуют специальные нормы об уведомлении, установленные ч. 12 и 20 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, соответственно, для заказчика и исполнителя. Так, заказчик уведомляет поставщика не позднее рабочего дня, следующего за тем, в котором принял решение отказаться от контракта, сразу тремя способами:
- посредством размещения решения в Единой системе госзакупок;
- посредством направления решения по почте заказным письмом с уведомлением о передаче;
- посредством отправки телеграммы, по факсу или сообщением на e-mail поставщика.
В свою очередь, поставщик при принятии решения расторгнуть договор должен в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомить заказчика:
- заказным письмом;
- телеграммой, сообщением по факсу или по e-mail.
Решение заказчика или исполнителя об отказе в исполнении договора вступает силу (и договор рассматривается как расторгнутый) через 10 дней после уведомления другой стороны (ч. 13, 21 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Отказ от исполнения государственного контракта, базирующийся на нормах ГК РФ, в случае, если их применение признано законным, не приводит к попаданию исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков (например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2015 № Ф06-770/2015 по делу № А55-18240/2013).
Законом № 44-ФЗ также предусмотрена отмена одностороннего расторжения контракта. Рассмотрим, когда она применяется в случае расторжения на основании норм ГК РФ.
Основания для отмены расторжения контракта
В соответствии с ч. 14 и 22 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик или исполнитель обязаны отменить еще не вступившее в силу решение об отказе от исполнения договора, если в течение 10 дней после уведомления другой стороны о соответствующем решении устранено нарушение положений контракта, в связи с которым данное решение было принято. В указанных положениях закона прописана фактически единообразная норма, по которой происходит отмена одностороннего отказа от исполнения контракта.
Вышеуказанная норма, по которой обязательна отмена одностороннего отказа от контракта поставщиком, не применяется, если исполнитель повторно нарушил условие договора, на основании которого заказчик, действуя в соответствии с положениями ГК РФ, отказывается от исполнения договора.
Контракт расторгнут: можно ли оспорить?
Любой участник госзакупки в соответствии с российским законодательством вправе обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке или в порядке, установленном нормами главы 6 Закона № 44-ФЗ, в Федеральной антимонопольной службе (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).
Решение комиссии о закупках на стороне заказчика, принятое в нарушение требований Закона № 44-ФЗ, участник закупок может оспорить в порядке, установленном данным законом, обратившись в ФАС (ч. 9 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Поскольку решение об отмене договора заказчиком принимает соответствующая комиссия, то применение указанной нормы об оспаривании возможно и в случае соответствующей отмены.
Любое нарушение положений Главы 1 Закона № 44-ФЗ, которая регулирует в том числе прекращение процедуры заключения контракта по ряду оснований, может быть оспорено в суде по иску заинтересованного лица (ст. 47 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, у пострадавшего поставщика при неправомерном, по его мнению, отказе заказчика от госконтракта, есть возможность защитить свои права двумя основными способами — посредством обращения в ФАС или в суд.
Читайте также: Последние новости госзакупок по 44-ФЗ в 2021 году