Государственные структуры могут на регулярной основе осуществлять закупки у частных поставщиков. Взаимодействие между ними осуществляется в рамках особой сферы правоотношений. Рассмотрим ее специфику и отличительные признаки.
Сфера закупок для государственных нужд: определение
Государственные и муниципальные структуры можно разделить на 2 основные категории:
1. Государственные и муниципальные органы и учреждения – это организации, напрямую финансируемые из государственного или муниципального бюджета. Как правило, для них не характерна предпринимательская деятельность. Данные структуры занимаются реализацией различных государственных полномочий, оказанием различных услуг для населения — образовательных, медицинских, консультационных. Примеры подобных структур — министерство, федеральная служба, школа, больница.
2. Юридические лица с государственным участием, то есть— со значительным или преобладающим участием того или иного государственного (муниципального) органа в уставном капитале хозяйствующего субъекта, или же владением контрольным или иным значимым по объему пакетом акций — в зависимости от типа организации. Это может быть и ООО и АО, и государственная корпорация. Собственник подобной организации (один из собственников) в лице государства или муниципалитета может получать прибыль в виде дивидендов от ее деятельности, вовлекаться в различные рыночные процессы в интересах государства или муниципалитета. Примеры самых известных организаций рассматриваемого типа — Сбербанк, Росатом, Газпром. Могут быть и региональные или городские предприятия: часто ими бывают функционирующие в качестве хозяйственных обществ электростанции, поставщики жилищно-коммунальных услуг.
Государственные структуры и первого и второго типа испытывают потребность в использовании в своей деятельности различных товаров или услуг. Часть из них они могут, безусловно, производить сами, но регулярно им могут быть нужны внешние поставщики. В подобных случаях образуется специфический вид экономических потребностей — государственные нужды. Их удовлетворение предполагается осуществить за счет проведения внешних закупок. Поставщиками могут быть и граждане, и организации.
Таким образом, сфера закупок для государственных нужд — это правоотношения, связанные с удовлетворением потребностей государственных органов, учреждений, предприятий, за счет внешних поставок. Существует специальная технологическая инфраструктура, единая для данной сферы — портал Госзакупок, на котором государственные заказчики взаимодействуют в установленном порядке с потенциальными и фактическими поставщиками.
Общие принципы взаимодействия между государственным заказчиком и поставщиком, в том числе, предполагают:
- приоритет конкурсной природы заключения контрактов на поставку (когда из нескольких поставщиков определяется наиболее подходящий в рамках установленных способов выбора);
- использование начальной (максимальной) цены контракта — НМЦК, как ключевого финансового ориентира при взаимодействии заказчика и поставщика (НМЦК — предельная цена контракта, относительно которой поставщик может сделать скидку, но не может предложить более дорогого контракта).
Правомерно говорить о том, что государственные нужды характерны для деятельности структур с прямым бюджетным участием первого типа. Условно говоря, закупка автомобилей для государственных нужд государственным органом будет происходить за счет дополнительного бюджетного финансирования, а закупка государственным предприятием может быть поставлена в зависимость от наличия прибыли в результате его хозяйственной деятельности.
Осуществляемые государственными органами и учреждениями закупки регулируются специальным нормативным актом — Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которым функционирует контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В свою очередь, закупки от госпредприятий регулируются другим нормативным актом — Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
Чтобы определить, в чем состоит специфика закупок для государственных нужд госструктурами с прямым бюджетным участием, можно рассмотреть, чем же отличаются закупки, осуществляемые ими по «полностью государственному» Закону № 44-ФЗ, от тех, что попадают под регулирование «частично государственного» Закона № 223-ФЗ.
Закупки для государственных нужд: отличительные признаки
Итак, к закупкам для государственных нужд относятся в первую очередь те, которые осуществляются государственными органами и учреждениями по Закону № 44-ФЗ. Их отличия от закупок по Закону № 223-ФЗ можно проследить по следующим основным критериям:
1. Способы определения поставщика.
В случае с Законом № 44-ФЗ они конкретизированы, их перечень строго зафиксирован. К соответствующим способам данный закон относит (ст. 24 Закона № 44-ФЗ):
- конкурсы (причем, в нескольких разновидностях — например, открытый, двухэтапный, закрытый);
- аукционы (электронный, закрытый);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Закон № 223-ФЗ, в свою очередь, допускает применение тех же самых способов, и при этом разрешает заказчикам производить закупки иными способами, устанавливаемые внутренним нормативным актом предприятия — положением о закупке (ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
2. Возможности использования электронных площадок для взаимодействия с поставщиком.
В случае с Законом № 44-ФЗ разрешены только определенные электронные площадки (их перечень устанавливается отдельным правительственным нормативным актом — распоряжением Правительства России от 12.07.2018 № 1447-р). В свою очередь, по Закону № 223-ФЗ закупки разрешаются на любых площадках, соответствующих требованиям, которые установлены данным нормативным актом.
3. Финансовое обеспечение заявки.
По Закону № 44-ФЗ предусматривается обязательное обеспечение в виде банковской гарантии или собственных денежных средств, размещенных на спецсчете, в случае проведения конкурса или аукциона — основных способов определения поставщика, если НМЦК превышает 5 млн. рублей (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). По Закону № 223-ФЗ установление обеспечения – право заказчика, если НМЦК превышает 5 млн. рублей (ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Это лишь одни из многих отличий между «чистой» сферой закупок для государственных нужд по Закону № 44-ФЗ и «окологосударственной» сферой по Закону № 223-ФЗ. Тем не менее, данные отличия можно отнести к числу ключевых. Они позволяют сделать вывод о том, что закупка для государственных нужд, осуществляемая финансируемым из бюджета органом или учреждением, гораздо сильнее стандартизована, «зарегулирована» в сравнении с закупкой для нужд предприятия с государственным участием. Это, с одной стороны, облегчает задачу поставщика при взаимодействии с заказчиком: он точно знает, что нужно действовать строго по прописанным в законе алгоритмам. С другой стороны, соответствующих алгоритмов в Законе № 44-ФЗ (и принятых в целях его реализации других нормативных актах) очень много, и все их заинтересованный поставщик обязан знать в деталях, чтобы не допустить нарушений при выполнении контракта.