Метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка

28.09.2017
0

Заключению соглашений на поставку товаров/услуг государственному или муниципальному предприятию предшествует весьма внушительная подготовка, одним из этапов в которой является установка цены контракта (НМЦК). Этот процесс осуществляется по методике, разработанной и утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567. Используют при этом разные методы. Мы поговорим об одном из них, наиболее распространенным – методом сопоставимых рыночных цен. Как он работает при аргументации цены соглашения, расскажет настоящая публикация.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Заключается этот метод в сравнении действующих рыночных цен на подобные продукты, анализе возможности применения их на стадии подготовки графика закупок, а впоследствии и аргументации обоснованности цены контракта, подписываемого с контрагентом – исполнителем или поставщиком.

Проводится исследование по определенному алгоритму, рекомендуемому применяемой методикой, которая предлагает не только поэтапную структуру, но и форму обоснования цены.

Обоснование цены методом сопоставимых рыночных цен

В качестве доказательства достоверности цены выступает ее расчет, проведенный на основе приложенной справочной информации из различных источников, предложений от нескольких поставщиков и деловых бумаг. Последовательность действий при этом приведена в п. 2.2 Методических рекомендаций и состоит из:

  • означивания потребности в товаре или услугах, приобретение которых обусловлено целями будущего контракта;
  • установления основных требований к приобретаемым товарам/услугам, их качеству и особенностям условиям поставки;
  • проведения исследования рынка изучением источников информации для выявления существующих подобных продуктов, отвечающих необходимым требованиям.

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в вычислении средней цены продукта на базе проанализированных предложений поставщиков. Как это осуществляется на практике, узнаем из примера.

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен: пример

Допустим, что для составления аргументированного плана закупок заказчиком в адрес поставщиков отправлены запросы по действующим ценам на определенный товар и получены предложения:

Товар

ед. изм.

Цена от поставщиков

Средняя цена

1

2

3

4

5

А

шт.

10000

12000

14000

9600

12400

11600


Среднее значение цены на товар определяют делением суммы цен по всем предложениям на число поставщиков по формуле:

Цср = (Ц1 + Ц2 + Ц3 + Ц45) / 5 = (10000 + 12000 + 14000 + 9600 + 12400) / 5 = 11600 руб.

Затем товар (или товарную группу) требуется охарактеризовать с точки зрения ее однородности. Для этого вычисляют коэффициент вариаций (Кв), т. е. отклонение цен товара от средней, который определяется с помощью средней квадратической (Д) по формуле:

  • Д = 1609,97

Расчет коэффициента вариаций таков:

  • Кв = Д/Цср * 100% = 1609,97 / 11600 = 13,87%

На полученное значение ориентируются при обосновании цены. Малые значения коэффициента вариаций (от 0 до 10%) указывают на незначительность вариационного ряда, т. е. средняя цена товара/услуги в этом случае оптимальна.

Если величина коэффициента варьируется в промежутке от 10 до 20%, то средняя цена считается допустимой для заключения контракта. Изменчивость вариантов значительна при коэффициенте от 20 до 33% и выше. В таких условиях аналитики рекомендуют дополнительные исследования рынка и товарных характеристик, поскольку расчетное значение средней цены не может быть использовано в качестве базовой НМЦК.

Вывод к представленному выше примеру может быть таким:

  • 13,87% - процент вариаций, допускающих использование среднего значения цены 11600 руб., как НМЦК для заключения контракта. 
Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий