Совмещение нескольких должностей одним сотрудником широко распространено на современном производстве. Работникам оно выгодно перспективой получить прибавку к зарплате за выполнение дополнительных трудовых обязанностей, работодателям – возможностью сэкономить на оплате труда «полноценного» работника на свободной вакансии. Но последним необходимо знать, как оформить совмещение должностей на одном предприятии, чтобы оно соответствовало установленным законом требованиям.
Совмещение и совместительство: отличия
Эти два похожих понятия необходимо различать, так как оформить внутреннее совмещение у одного работодателя или стать внутренним совместителем у него же – вовсе не одно и то же. В каждой ситуации от работника и работодателя потребуются разные документы.
Внутренний совместитель выполняет дополнительные функции за рамками основной работы – либо до ее начала, либо после окончания. Например, мотальщица на предприятии соглашается после окончания смены убирать заводские помещения. Но ко второй работе она приступает, только завершив первую, по окончании трудового дня. С подчиненным оформляется отдельный договор, где прописано, что дополнительные функции он выполняет на условиях совместительства.
Но когда необходимо совмещение должностей в одной организации, оформление будет другим. Оно предполагает выполнение разных обязанностей в рамках обычного трудового дня (рабочей смены). То есть сотрудник исполняет несколько функций параллельно. Например, бухгалтер возлагает на себя обязанности кассира, а сестра-хозяйка – обязанности буфетчицы. И отдельного трудового договора в подобных случаях не требуется.
Совмещение профессий (должностей): понятие, порядок оформления
Об особенностях совмещения следует поговорить подробнее: в чем его суть, когда применяется совмещение должностей, как оформить возложение на сотрудника дополнительных обязанностей.
Понятие совмещения по ТК
Основные характеристики совмещения должностей / профессий содержатся в Трудовом кодексе. Статья 60.2 ТК РФ определяет его как работу:
- во время установленного рабочего дня (а не за его пределами);
- наряду с основными трудовыми обязанностями;
- по той же или другой должности (профессии);
- с письменного согласия сотрудника, привлеченного к совмещению;
- за дополнительную плату.
Перед тем, как оформить совмещение должностей, работодателю необходимо договориться с работником о ее содержании, объемах и сроках выполнения дополнительных трудовых обязанностей.
Когда необходимо совмещение
Оформление совмещения должностей на одном предприятии может потребоваться не только по причине «жадности» работодателя. Часто оно необходимо в случаях:
- долгой болезни одного из сотрудников;
- очередного отпуска трудовой единицы, которую необходимо заместить;
- длительного нахождения в отпуске по уходу за ребенком работницы предприятия;
- необходимости предоставить учебный отпуск работнику-студенту, и т.д.
Иногда совмещение требуется, когда работодателю долгое время не удается «закрыть» вакансию после увольнения сотрудника, работавшего на этом месте.
Временное совмещение должностей: как правильно оформить
Вначале совмещение инициируется одной из сторон. Для этого:
- либо сотрудник пишет заявление, где излагает просьбу разрешить ему совмещение;
- либо работодатель письменно предлагает совмещение подчиненному и получает письменный ответ, что он на него согласен.
Затем заключается дополнительное соглашение к имеющемуся трудовому договору. В нем сторонами фиксируется:
- какие функции предстоит выполнять подчиненному в рамках совмещения;
- какой срок (или бессрочно);
- каков порядок оплаты.
Далее руководителю организации нужно издать соответствующий приказ, так как правильно оформить совмещение без него не получится. В нем обычно дублируются договоренности, определенные дополнительным соглашением: кто будет выполнять совмещение, в каком порядке и на каких условиях. Сотрудник знакомится с содержанием приказа, о чем делает на документе письменную отметку.