Должностная инструкция учителя-логопеда в школе
Чем занимается учитель-логопед в школе
Многие ошибочно полагают, что деятельность учителя-логопеда направлена только на постановку звуков и улучшение их произношения. Однако, это лишь верхушка айсберга, которую мы можем услышать. Причины речевых проблем у детей кроются гораздо глубже. Проблемы речи у школьников вызывают сложности в усвоении школьной программы, что нередко приводит к снижению учебной мотивации и, как следствие, отклонениям в поведении.
Бланк по теме: Журнал учета температурного режима холодильного оборудованияПоэтому главной целью работы учителя-логопеда является развитие всей речевой системы, а именно:
- развитие связной речи у школьников;
- коррекция проблемного произношения;
- пополнение и совершенствование словарного запаса;
- развитие речевого слуха;
- развитие грамматической стороны речи;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения.
Обычно, в ходе логопедической работы со школьниками, специалист еще дополнительно занимается решением следующих задач:
- исправление нарушений письма и речи ребенка;
- развитие мышления, внимания, памяти, восприятия;
- развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки;
- формирование элементарных учебных навыков, например, внимательно слушать учителя, выполнять поставленную на уроке задачу, адекватно оценивать результат своей работы и, при необходимости, исправлять ошибки и так далее.
В отличие от детских садов, педагогическая деятельность учителя-логопеда в школе больше направлена на коррекцию нарушений чтения и письма, а также их профилактику, поскольку эти проблемы оказывают прямое влияние на успеваемость детей в школе.
Должностная инструкция учителя-логопеда по профстандарту
Профстандарт для учителя-логопеда в настоящее время не утвержден, поэтому квалификационные требования к этой должности нужно искать в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н. В документе сказано, что для должности «Учитель-дефектолог, учитель-логопед» предусмотрено высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Помимо этого, ст. 331 ТК РФ устанавливает определенные ограничения для учителя-логопеда. Так, на эту должность не может претендовать человек:
- лишенный права заниматься педдеятельностью по решению суда;
- имеющий судимость, в том числе погашенную (поэтому при устройстве на работу он должен предоставить справку об ее отсутствии);
- недееспособный;
- имеющий определенные заболевания.
Форма должностной инструкции учителя-логопеда
Унифицированной или обязательной к применению формы должностной инструкции учителя-логопеда нет, поэтому каждая образовательная организация может разработать ее самостоятельно. Должностная инструкция учителя-логопеда составляется по общим правилам, здесь никаких особенностей нет. Форму должностной инструкции может довести учредитель (вышестоящая организация) до своих подведомственных учреждений. Но чаще всего администрация школы разрабатывает ее самостоятельно.
В состав документа можно включить следующие разделы.
Общий раздел. В этом разделе указывают нормы трудового законодательства и санитарно-эпидемиологические требования. Прописывают порядок принятия и увольнения, а также требования к претенденту на должность, в частности:
- образование (см. выше про Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих);
- здоровье – учитель-логопед должен быть здоровым, поскольку педагог плотным образом работает с детьми, поэтому он должен иметь личную медкнижку, проходить предварительный (при устройстве на работу) и последующие периодические медосмотры, психиатрическое и наркологическое освидетельствование, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, а также своевременно вакцинироваться и прививаться.
- ограничения (см. выше по ст. 331 ТК РФ).
Далее нужно определить схему административного и функционального подчинения учителя-логопеда в процессе рабочей деятельности, а также указать непосредственного руководителя, например, заместителя директора школы. Не забудьте прописать, что учитель-логопед ведет педагогическую деятельность в школе согласно данной должностной инструкции. Также перечислите законы, подзаконно-правовые, локально-нормативные акты, которыми должен руководствоваться педагог при осуществлении логопедической деятельности.
Должностные функции и обязанности учителя-логопеда
Перечень непосредственных трудовых функций и действий можно взять из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также дополнить обязанностями, исходя из особенностей школы.
Права учителя-логопеда
Педагог имеет права на:
- нормальные условия труда;
- своевременную оплату своего труда;
- информирование администрацией школы обо всех внутренних приказах и распоряжениях, которые его непосредственно касаются;
- участие в инновационной и творческой деятельности школы;
- внесение предложений по улучшению условий труда, совершенствованию образовательного процесса;
- своевременное повышение квалификации;
- право на защиту чести и достоинства.
Ответственность за нарушения
В этом разделе прописывают перечень нарушений и виды ответственности, которую учитель-логопед несет за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, причинение школе материального ущерба. Рекомендуем указать на конкретные сферы деятельности учителя, например:
- жизнь и здоровье детей;
- реализация образовательных программ;
- сохранность школьного имущества;
- соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм;
- своевременное прохождение медосмотра.
Взаимоотношения и связи по должности
Здесь необходимо определить схему взаимоотношений учителя-логопеда с администрацией школы, родителями учеников и другими членами коллектива (учителями, другими узкими педагогическими специалистами, медработниками и так далее). Взаимоотношения с другими педагогами для учителя-логопеда особенно важны, поскольку он обычно работает в тесной связи, например, с учителями начальных классов.
Обычно еще указывают, что учитель-логопед должен принимать участие в различных мероприятиях, проводимых в школе (педсоветах, семинарах, вебинарах, совещаниях). Также определяют порядок обмена информацией с администрацией школы.
Еще можно добавить раздел, который будет регламентировать режим работы педагога. А можно просто ограничиться фразой «Режим работы учителя-логопеда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в МАОУ СОШ № 85».
Кто утверждает должностную инструкцию учителя-логопеда
Должностную инструкцию учителя-логопеда утверждает руководитель образовательного учреждения – директор школы. Она должна быть обязательно подписана сотрудником – учителем-логопедом.
Таким образом, должностная инструкция учителя-логопеда – необходимый документ для обеих сторон трудовых отношений. Она разрабатывается каждым образовательным учреждением самостоятельно. Унифицированной формы должностной инструкции учителя-логопеда, как и профстандарта для этой должности, не существует. Поэтому при ее составлении следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.