Инвентаризация земельных участков

05.08.2024
0
Инвентаризация земельных участков позволяет уточнить их количество и систематизировать фактические данные об их наличии со сведениями бухучета. Такие проверки бывают обязательными и не обязательными. Как проводится инвентаризация земельных участков, рассказано ниже в статье.

Когда проводится инвентаризация земельных участков

Инвентаризация земельных участков может быть двух видов: обязательная и не обязательная. Первая из них проводится в рамках полной инвентаризации организации и до составления годовой бухотчетности (например, в 2023 г. в период с 01.10.2023 до 31.12.2023), а вторая — по решению руководителя компании.

Также, в обязательном порядке инвентаризация земельных участков требуется:

  • при передаче земельного участка организации в аренду, а также, его выкупе, продаже;

  • в случае установления факта порчи земли;

  • при смене лица, за кем закреплен земельный участок (отделение, бригада или иное структурное подразделение);
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других ЧС, вызванных экстремальными условиями;
  • ликвидации или реорганизации организации, которая расположена на инвентаризируемом земельном участке.

Что включает инвентаризация земельных участков

Перед проведением инвентаризации земель организации следует проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек на земельный участок;
  • состояние и наличие кадастровых паспортов;
  • наличие документов на земельный участок, переданный в аренду, или, наоборот, арендованный. Если такие документы отсутствует, то необходимо их получить или оформить;
  • уплату земельного налога и арендных платежей по земле (при наличии).

Дополнительно необходимо проверить и указать в акте инвентаризации основные характеристики земельного участка. Так, в сельскохозяйственных организациях по земельным угодьям сельскохозяйственного назначения нужно проверить:

  1. Балансовую стоимость.
  2. Сумму начисленной амортизации по капитальным вложениям на коренное улучшение земель.
  3. Местонахождение земельного участка.
  4. За кем закреплен земельный участок (отделение, бригада, другое структурное подразделение).

Сам процесс инвентаризации земель включает в себя осмотр земельных участков инвентаризационной комиссией и внесение в акт инвентаризации данных о них: инвентарные и кадастровые номера, назначение, основные эксплуатационные показатели. После этого проверяется наличие документов на земельные участки организации, находящиеся в собственности юрлица или арендованные.

Документальное оформление инвентаризации земельных участков

Инвентаризация земельных участков проводится на основании приказа руководителя организации о ее проведении. В этом приказе, в частности, указывается состав комиссии, объект инвентаризации, сроки проведения.

По итогам инвентаризации земельных участков оформляется акт инвентаризации по форме ИНВ-1 или по разработанной компанией форме, но с указанием установленных п. 2 ст. 9 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ реквизитов.

На арендованные организацией земельные участки составляется отдельный акт по форме ИНВ-1. В нем дается ссылка на документацию, удостоверяющую принятие данного объекта в аренду.

Итоги инвентаризации земельных участков компании заносятся в протокол инвентаризационной комиссии и в приказ об утверждении результатов инвентаризации.

Если при инвентаризации были выявлены расхождения между фактическим наличием и данными бухучета, то указанные излишки (недостачи) земель прописываются в сличительной ведомости (например, по форме ИНВ-18).Также, в этом случае оформляется ведомость ИНВ-26.

Учет результатов инвентаризации земельных участков

Если инвентаризационная комиссия выявит земельные участки, не принятые на учет, или объекты, по которым указаны некорректные учетные данные, то в форму ИНВ-1 нужно включить правильные данные. Оценка выявленных неучтенных земель осуществляется по рыночным ценам. В бухучете выявленные земельные участки, ранее не принятые компанией к учету, отражают так:

  • Дт 08 – Кт 91, субсчет «Прочие доходы».

Итоги

В целом, инвентаризацию земельных участков проводят так же, как и проверку иных активов указанных категорий, но с учетом приведенных в статье нюансов. Например, на арендованную организацией землю составляется отдельный акт (форма ИНВ-1).

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий