Что относится к НМА
Статья по теме: Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете ПодробнееНематериальные активы — внеоборотные активы, не имеющие материально-вещественной формы предметов. Несмотря не то, что их невозможно потрогать, у большинства предприятий такой вид активов все же имеется и приносит хорошую прибыль.
Согласно ПБУ 14/2007 чтобы объект считали нематериальным активом он должен отвечать следующим условиям:
- не имеет физической формы;
- приносит прибыль или экономическую выгоду в будущем — участвует в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- существует (идентифицируется) отдельно от других активов;
- организация не собирается его продавать в течение 12 месяцев или операционного цикла.
Учитывая вышеназванные условия, к нематериальным активам можно отнести свидетельства, патенты и права использования товарных знаков, изобретений и исключительных прав на достижение селекции, произведения искусства, литературы и иную интеллектуальную деятельность. Сюда же относят базы данных, компьютерные программы, мобильные приложения, ноу-хау и даже деловую репутацию компании. Примеры нематериальных активов приведены в Положении по ведению бухучета от 29.07.98 №34н.
Нематериальные активы могут состоять не только из одного права, как например, компьютерная программа или товарный знак. Иногда в качестве материального объекта может выступать сложный объект, включающий несколько прав на интеллектуальную деятельность. К таковым можно отнести какой-то мультимедийный продукт, технологию, театральное представление или кинофильм.
Так, если вы купили право на использование товарного знака и он отвечает заданным условиям, то вложение в него числится в бухгалтерском учете как нематериальный актив. Не смотря на то, что физически на складе этот знак не лежит, его наличие (возможность использовать), состояние и степень «износа» права все равно необходимо периодически проверять.
На заметку! ПБУ 14/2007 утрачивает действие с 1 января 2024 года. Вместо него вступит в силу ФСБУ 14/2022.
Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Как проводится инвентаризация НМА
Порядок проведения инвентаризации нематериальных активов закреплен Методическими указаниями по инвентаризации имущества, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 №49 (далее — Методические указания).
Цель любой инвентаризации — сопоставить данные бухгалтерского учета с фактическим наличием. Однако в отличие от основных средств по НМА контролируется не вещественное наличие, а факт использования.
В связи с этим инвентаризация нематериальных активов предполагает проверку (п. 3.8 Методических Указаний):
- наличия документов, подтверждающих право на использование объекта, оформленных должным образом;
- правильности и своевременность отражения НМА на балансе предприятия, правомерность учета объекта на счете 04.
В контрольных целях инвентаризация может проводиться в добровольном порядке по желанию руководства организации. Однако есть ситуации когда она обязательна по закону. Согласно п. 1.5 Методических указаний процедура инвентаризации должна проводиться в случаях:
- передачи актива другому собственнику (аренда, выкуп, продажа);
- составления годовой отчетности;
- смены материально-ответственных лиц (в день приемки-передачи дел), например, при смене руководителя (см. также «Инвентаризация при смене руководителя» );
- установления фактов хищения и порчи ценностей;
- стихийных бедствий, пожара, аварий и иных чрезвычайных происшествий, вызванных экстремальными условиями;
- ликвидации или реорганизации организации.
Инвентаризация нематериальных активов проводится специально созданной комиссией, утвержденной руководителем предприятия путем оформления соответствующего приказа по форме ИНВ-22. В ее состав могут входить представители бухгалтерии и других профильных отделов. В обязательном порядке присутствуют материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность документов по НМА. Комиссия будет сравнивать данные бухгалтерского учета с наличием подтверждающих документов.
По результатам инвентаризации составляют инвентаризационную опись (акт) в 2 экземплярах — первый в бухгалтерию, второй остается у материально-ответственного лица. Для этого используют унифицированный бланк описи ИНВ-1а или фирменный бланк, разработанный организацией с наличием обязательных реквизитов. Документ подписывается всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами. Подпись последних подтверждает факт их присутствия при проверочных мероприятиях и отсутствия претензий.
Бланк по теме: Инвентаризационная опись нематериальных активов ИНВ-1аОднако если будут выявлены расхождения, то сведения о них заносят в сличительную ведомость по форме ИНВ-18 — так же в 2 экземплярах. Обычно расхождения возникают по причине неоприходования объекта или несоответствия статусу нематериального актива. Если отсутствует правоустанавливающий документ или сам объект, то говорят о недостаче. Например, пропала база данных с компьютера или документы, подтверждающие права на ее использование. При этом определяются виновные лица, от которых впоследствии требуются пояснения в письменном виде.
При обнаружении объектов, которые не учтены в учете, говорят об излишках. Их отражают в описи ИНВ-1 по рыночной стоимости.
Итоги проведенной инвентаризации на основе составленных документов отражаются на синтетических счетах учета, а также в аналитическом учете по инвентарным карточкам. По результатам инвентаризации нематериальных активов бухгалтер сделает соответствующие проводки.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Учтены излишки НМА, не учтенные в бухгалтерском учете (по рыночной стоимости) |
08 04 |
91/1 08 |
Списаны отсутствующие и не найденные НМА |
05 94 |
04 04 |
Недостача списана за счет виновных лиц |
73 |
94 |
Недостача списана на расходы, потому что виновные лица не выявлены |
91/2 |
94 |