Бухгалтерский учет интернет-магазина

20.03.2020
0
Команда СП

Интернет-магазины уже давно составили сильнейшую конкуренцию традиционным торговым центрам. Все большее число покупателей, особенно в мегаполисах, предпочитают делать покупки в крупных маркет-плейсах или в узкоспециализированных онлайн-магазинах. Бытует мнение, что онлайн-бизнес не требует ведения бухгалтерского учета, что, разумеется, неверно. О том, как вести учет интернет-магазина и в чем его особенности, узнайте далее.

Что нужно учесть на начальном этапе открытия онлайн-магазина

Как и в офлайн-бизнесе, еще на этапе планирования открытия онлайн-магазина следует определиться:

  • с организационной формой (ООО или ИП) и системой налогообложения – во многом это зависит от объема планируемого оборота и, в свою очередь, повлияет на ведение учета;
  • с видом реализуемого товара, что определит потребность в складских площадях и оборудовании для хранения (скоропортящиеся товары, товары, требующие соблюдения особого температурного режима и т.д.);
  • планируется ли долгосрочный бизнес или магазин создается для последующей перепродажи после его «раскрутки»;
  • подразумевается ли сезонность в торговле.

Что касается выбора системы налогообложения, которая напрямую влияет на порядок учета в интернет-магазине, то вариантов у будущего владельца бизнеса всего два: ОСНО и УСН. Другие системы налогообложения не подходят для онлайн-магазина по ряду ограничений.

В первые несколько лет работы магазина оптимальным режимом будет УСН (при годовой выручке до 150 млн.руб. и количестве сотрудников до 100 чел.), но при росте оборотов, возможно, потребуется перейти на ОСНО.

УСН 15% (доходы минус расходы) выгоден при наличии высоких расходов на аренду, транспортировку и т. д, которые имеют документальное подтверждение. УСН 6% (доходы) удобен при реализации товаров, расходы на создание или закуп которых сложно подтвердить документально (хендмейд, фермерская продукция и т.п.).

Читайте также: Виртуальная онлайн-касса в 2020 году

Бухгалтерский учет в интернет-магазине: организация и ведение

Бухгалтерский учет интернет-магазина предполагает учет тех же операций, что и учет в магазине привычного офлайн-формата, в т.ч.:

  • расходы по созданию сайта или лендинга (НМА);
  • расходы по закупке и реализации товара;
  • расходы по хранению;
  • доставка товаров;
  • возврат от покупателей;
  • прочие расходные операции.

Как и в офлайн-магазине, бухучет таких расходов оформляется соответствующими проводками (в зависимости от того, применяется ОСНО или УСН).

Рассмотрим ведение учета на примере.

Пример

ООО «Бриз» открыло онлайн-магазин по реализации женской одежды.

За период произошли следующие операции:

  • запущен собственный сайт, который планируется эксплуатировать 4 года (150 000 руб. включая НДС – 25000 руб.);
  • заключен договор на услуги хостинга (2 000 руб., в т.ч. НДС – 333 руб.);
  • закуплен у поставщика товар (112 650 руб., в т.ч. НДС – 18775 руб.);
  • товар реализован (135 550 руб., в т.ч. НДС – 22592 руб.);
  • оплачена доставка товара до клиентов силами собственных курьеров (15 450 руб., в т.ч. НДС – 2575 руб.);
  • часть товара возвращена клиентами из-за несоответствия размеров (10 000 руб. , в т.ч. НДС - 1667 , себестоимостью 5 766 руб.);
  • понесены расходы на выплату зарплаты, оплату аренды и т.д. (47 680 руб., в т.ч. НДС 3500 руб.);
  • понесены прочие расходы (услуги банка, порча товаров и т.д.) на сумму 10 000 руб., (из них НДС – 1500 руб.).

В зависимости от того, на ОСНО или на УСН будет работать ООО «Бриз», проводки будут следующими (в качестве вариантов, рассмотрена оплата картой, наличными, электронными деньгами, а доставка – своими силами или курьерской службой):

Содержание операции

Магазин на ОСНО

Магазин на УСН

Дт

Кт

Сумма, руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Создан сайт сторонним исполнителем

08

60

125 000

(150 000 - 25 000)

08

60

150 000

04

08

125 000

04

08

150 000

19

60

25 000 (НДС)

 

 

 

Начислена амортизация на сайт как на объект НМА

44

05

2 604

(125 000 / 48 мес.)

44

05

3 125

(150 000 / 48 мес.)

Начислены и оплачены расходы на хостинг

60

51

2 000

60

51

2 000

44

60

1 667

(2 000 – 333)

44

60

2 000

19

60

333 (НДС)

 

 

 

Приобретен товар для реализации

60

51

112 650

60

51

112 650

41

60

93 875

(112 650-18 775)

41

60

112 650

19

60

18 775 (НДС)

 

 

 

Товар реализован

62

90/1

112 958

(135 550-22 592)

50, 51

90/1

135 550

90/3

68

22 592 (НДС)

 

 

 

Списаны затраты на приобретение товара

90/2

41

93 875

90/2

41

112 650

НДС к уплате за вычетом входного НДС

68

18

6 225

(25 000-18 775)

 

 

.

Если товар оплачен курьеру наличными

57

62

135 550

При УСН выручка отражается по факту поступления денег (кассовый метод), счета 57 и 62 можно не применять

Курьер сдал выручку в кассу или на р/с

50,51

57

135 550

Если оплата произведена картой

51

62

135 550

Если оплачено через электронный кошелек

76

62

135 550

91

76

678

(комиссия оператора 0,5%)

91

76

678

(комиссия оператора 0,5%)

51

76

134 87276

(135 550-678)

76

51

678

Доставка товара сторонней курьерской службой

44

76

12 875

(15 450 -2 575)

76

51

15 450

19

76

2 575 (НДС)

44

76

15 450

Возврат части товара

62

90/1

8 333 сторно

(10 000 – 1 667)

62

50,51

10 000

90/3

68

1 667 сторно (НДС)

62

90/1

10 000 сторно

90/2

41

4 805 сторно

(5 766 - 5766 х 20 / 120)

90/2

41

5 766 сторно

62

50,51

10 000

 

 

 

Учтены расходы по зарплате, аренде и т.д.

44

10, 60, 70

44 180

(47 680 - 3500)

44

10, 60, 70

47 680

19

60,76

3 500 (НДС условно)

 

 

 

Учтены расходы банка, порча товара и т.д.

91/2

10, 41, 76

8 500

(10 000 -1 500)

91/2

10, 41, 76

10 000

19

76

1 500 (НДС условно)

 

 

 

Расходы отнесены на основные затраты

90/2

44

44 180

90/2

44

47 680

Расходы отражены в финрезультатах по итогам периода

90/9, 91/9

90/2, 91/2

52 513

(44 180 + 8 333)

90/9, 91/9

90/2, 91/2

57 680

(47 680+ 10 000)

99

90/9, 91/9

52 513

99

90/9, 91/9

57 680

Таким образом, на финансовый результат деятельности онлайн-магазина напрямую будет влиять выбранная система налогообложения. Учет товаров в интернет-магазине при ОСНО и УСН отличается только учетом суммы НДС и порядком учета выручки.

Прочие нюансы ведения учета в онлайн-магазине

Учет заказов интернет-магазина и последующей реализации должен сопровождаться оформлением следующих первичных документов:

  • электронного письма-подтверждения факта покупки;
  • товарной накладной (бумажной или электронной);
  • кассового чека.

Оплату допустимо принимать:

  • наличными при оплате курьеру;
  • банковской картой;
  • электронными деньгами.

Для возможности оплаты электронными деньгами необходимо заключить договор с администратором выбранной платежной системы (Яндекс.Деньги,Qiwi и т.д.). Для этого достаточно оставить на сайте платежной системы соответствующую заявку.

Ведение учета в онлайн-магазине может вести:

  • предприниматель самостоятельно;
  • штатный бухгалтер;
  • бухгалтер на аутсорсинге.

Для упрощения ведения учета в онлайн-магазине широко используются специальные программы:

  • бухгалтерские ( к примеру, из семейства ПО «1-С:Бухгалтерия»);
  • складские (например, «Мой склад»);
  • CRM-системы (упрощают контакты с клиентами).

Программы дают возможность принимать и обрабатывать заказы, вести учет в разрезе каждого покупателя, вести складской учет и т.д.

Для упрощения процесса оплаты удобны сервисы денежных агрегаторов (Яндекс.Касса, Робокасса и т.д.).

Таким образом, в онлайн-магазинах учет ведется по таким же принципам, что и в привычных торговых точках. Предпринимателю следует заранее составить прогноз будущей деятельности и выбрать подходящую систему налогообложения. Оптимизировать учет можно с помощью многочисленных онлайн-сервисов, которые на рынке услуг представлены в изобилии.

Оставить комментарий