Интернет-магазины уже давно составили сильнейшую конкуренцию традиционным торговым центрам. Все большее число покупателей, особенно в мегаполисах, предпочитают делать покупки в крупных маркет-плейсах или в узкоспециализированных онлайн-магазинах. Бытует мнение, что онлайн-бизнес не требует ведения бухгалтерского учета, что, разумеется, неверно. О том, как вести учет интернет-магазина и в чем его особенности, узнайте далее.
Что нужно учесть на начальном этапе открытия онлайн-магазина
Как и в офлайн-бизнесе, еще на этапе планирования открытия онлайн-магазина следует определиться:
- с организационной формой (ООО или ИП) и системой налогообложения – во многом это зависит от объема планируемого оборота и, в свою очередь, повлияет на ведение учета;
- с видом реализуемого товара, что определит потребность в складских площадях и оборудовании для хранения (скоропортящиеся товары, товары, требующие соблюдения особого температурного режима и т.д.);
- планируется ли долгосрочный бизнес или магазин создается для последующей перепродажи после его «раскрутки»;
- подразумевается ли сезонность в торговле.
Что касается выбора системы налогообложения, которая напрямую влияет на порядок учета в интернет-магазине, то вариантов у будущего владельца бизнеса всего два: ОСНО и УСН. Другие системы налогообложения не подходят для онлайн-магазина по ряду ограничений.
В первые несколько лет работы магазина оптимальным режимом будет УСН (при годовой выручке до 150 млн.руб. и количестве сотрудников до 100 чел.), но при росте оборотов, возможно, потребуется перейти на ОСНО.
УСН 15% (доходы минус расходы) выгоден при наличии высоких расходов на аренду, транспортировку и т. д, которые имеют документальное подтверждение. УСН 6% (доходы) удобен при реализации товаров, расходы на создание или закуп которых сложно подтвердить документально (хендмейд, фермерская продукция и т.п.).
Читайте также: Виртуальная онлайн-касса в 2020 году
Бухгалтерский учет в интернет-магазине: организация и ведение
Бухгалтерский учет интернет-магазина предполагает учет тех же операций, что и учет в магазине привычного офлайн-формата, в т.ч.:
- расходы по созданию сайта или лендинга (НМА);
- расходы по закупке и реализации товара;
- расходы по хранению;
- доставка товаров;
- возврат от покупателей;
- прочие расходные операции.
Как и в офлайн-магазине, бухучет таких расходов оформляется соответствующими проводками (в зависимости от того, применяется ОСНО или УСН).
Рассмотрим ведение учета на примере.
Пример
ООО «Бриз» открыло онлайн-магазин по реализации женской одежды.
За период произошли следующие операции:
- запущен собственный сайт, который планируется эксплуатировать 4 года (150 000 руб. включая НДС – 25000 руб.);
- заключен договор на услуги хостинга (2 000 руб., в т.ч. НДС – 333 руб.);
- закуплен у поставщика товар (112 650 руб., в т.ч. НДС – 18775 руб.);
- товар реализован (135 550 руб., в т.ч. НДС – 22592 руб.);
- оплачена доставка товара до клиентов силами собственных курьеров (15 450 руб., в т.ч. НДС – 2575 руб.);
- часть товара возвращена клиентами из-за несоответствия размеров (10 000 руб. , в т.ч. НДС - 1667 , себестоимостью 5 766 руб.);
- понесены расходы на выплату зарплаты, оплату аренды и т.д. (47 680 руб., в т.ч. НДС 3500 руб.);
- понесены прочие расходы (услуги банка, порча товаров и т.д.) на сумму 10 000 руб., (из них НДС – 1500 руб.).
В зависимости от того, на ОСНО или на УСН будет работать ООО «Бриз», проводки будут следующими (в качестве вариантов, рассмотрена оплата картой, наличными, электронными деньгами, а доставка – своими силами или курьерской службой):
Содержание операции |
Магазин на ОСНО |
Магазин на УСН |
||||
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
|
Создан сайт сторонним исполнителем |
08 |
60 |
125 000 (150 000 - 25 000) |
08 |
60 |
150 000 |
04 |
08 |
125 000 |
04 |
08 |
150 000 |
|
19 |
60 |
25 000 (НДС) |
|
|
|
|
Начислена амортизация на сайт как на объект НМА |
44 |
05 |
2 604 (125 000 / 48 мес.) |
44 |
05 |
3 125 (150 000 / 48 мес.) |
Начислены и оплачены расходы на хостинг |
60 |
51 |
2 000 |
60 |
51 |
2 000 |
44 |
60 |
1 667 (2 000 – 333) |
44 |
60 |
2 000 |
|
19 |
60 |
333 (НДС) |
|
|
|
|
Приобретен товар для реализации |
60 |
51 |
112 650 |
60 |
51 |
112 650 |
41 |
60 |
93 875 (112 650-18 775) |
41 |
60 |
112 650 |
|
19 |
60 |
18 775 (НДС) |
|
|
|
|
Товар реализован |
62 |
90/1 |
112 958 (135 550-22 592) |
50, 51 |
90/1 |
135 550 |
90/3 |
68 |
22 592 (НДС) |
|
|
|
|
Списаны затраты на приобретение товара |
90/2 |
41 |
93 875 |
90/2 |
41 |
112 650 |
НДС к уплате за вычетом входного НДС |
68 |
18 |
6 225 (25 000-18 775) |
|
|
. |
Если товар оплачен курьеру наличными |
57 |
62 |
135 550 |
При УСН выручка отражается по факту поступления денег (кассовый метод), счета 57 и 62 можно не применять |
||
Курьер сдал выручку в кассу или на р/с |
50,51 |
57 |
135 550 |
|||
Если оплата произведена картой |
51 |
62 |
135 550 |
|||
Если оплачено через электронный кошелек |
76 |
62 |
135 550 |
|||
91 |
76 |
678 (комиссия оператора 0,5%) |
91 |
76 |
678 (комиссия оператора 0,5%) |
|
51 |
76 |
134 87276 (135 550-678) |
76 |
51 |
678 |
|
Доставка товара сторонней курьерской службой |
44 |
76 |
12 875 (15 450 -2 575) |
76 |
51 |
15 450 |
19 |
76 |
2 575 (НДС) |
44 |
76 |
15 450 |
|
Возврат части товара |
62 |
90/1 |
8 333 сторно (10 000 – 1 667) |
62 |
50,51 |
10 000 |
90/3 |
68 |
1 667 сторно (НДС) |
62 |
90/1 |
10 000 сторно |
|
90/2 |
41 |
4 805 сторно (5 766 - 5766 х 20 / 120) |
90/2 |
41 |
5 766 сторно |
|
62 |
50,51 |
10 000 |
|
|
|
|
Учтены расходы по зарплате, аренде и т.д. |
44 |
10, 60, 70 |
44 180 (47 680 - 3500) |
44 |
10, 60, 70 |
47 680 |
19 |
60,76 |
3 500 (НДС условно) |
|
|
|
|
Учтены расходы банка, порча товара и т.д. |
91/2 |
10, 41, 76 |
8 500 (10 000 -1 500) |
91/2 |
10, 41, 76 |
10 000 |
19 |
76 |
1 500 (НДС условно) |
|
|
|
|
Расходы отнесены на основные затраты |
90/2 |
44 |
44 180 |
90/2 |
44 |
47 680 |
Расходы отражены в финрезультатах по итогам периода |
90/9, 91/9 |
90/2, 91/2 |
52 513 (44 180 + 8 333) |
90/9, 91/9 |
90/2, 91/2 |
57 680 (47 680+ 10 000) |
99 |
90/9, 91/9 |
52 513 |
99 |
90/9, 91/9 |
57 680 |
Таким образом, на финансовый результат деятельности онлайн-магазина напрямую будет влиять выбранная система налогообложения. Учет товаров в интернет-магазине при ОСНО и УСН отличается только учетом суммы НДС и порядком учета выручки.
Прочие нюансы ведения учета в онлайн-магазине
Учет заказов интернет-магазина и последующей реализации должен сопровождаться оформлением следующих первичных документов:
- электронного письма-подтверждения факта покупки;
- товарной накладной (бумажной или электронной);
- кассового чека.
Оплату допустимо принимать:
- наличными при оплате курьеру;
- банковской картой;
- электронными деньгами.
Для возможности оплаты электронными деньгами необходимо заключить договор с администратором выбранной платежной системы (Яндекс.Деньги,Qiwi и т.д.). Для этого достаточно оставить на сайте платежной системы соответствующую заявку.
Ведение учета в онлайн-магазине может вести:
- предприниматель самостоятельно;
- штатный бухгалтер;
- бухгалтер на аутсорсинге.
Для упрощения ведения учета в онлайн-магазине широко используются специальные программы:
- бухгалтерские ( к примеру, из семейства ПО «1-С:Бухгалтерия»);
- складские (например, «Мой склад»);
- CRM-системы (упрощают контакты с клиентами).
Программы дают возможность принимать и обрабатывать заказы, вести учет в разрезе каждого покупателя, вести складской учет и т.д.
Для упрощения процесса оплаты удобны сервисы денежных агрегаторов (Яндекс.Касса, Робокасса и т.д.).
Таким образом, в онлайн-магазинах учет ведется по таким же принципам, что и в привычных торговых точках. Предпринимателю следует заранее составить прогноз будущей деятельности и выбрать подходящую систему налогообложения. Оптимизировать учет можно с помощью многочисленных онлайн-сервисов, которые на рынке услуг представлены в изобилии.