Для сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели-страхователи должны принимать меры по предупреждению таких случаев. Часть мер возможно профинансировать за счет бюджета, например - когда приобретаются СИЗ (средства индивидуальной защиты) за счет ФСС. Правила такого финобеспечения утверждены Министерством труда приказом № 580н от 10.12.2012 (с изм. от 31.08.2018).
Кто может подать документы на возмещение
На возмещение СИЗ за счет средств ФСС имеют право подать заявку работодатели, имеющие в штате сотрудников, работающих в опасных или вредных условиях труда, в том числе с высокими/низкими температурами либо в загрязненной среде. Выдавать таким работникам специальную одежду, обувь, другие средства защиты, установлено соответствующими нормами и правилами, либо необходимость их использования подтверждается специальной оценкой условий труда.
Размер финансирования
Правилами установлен размер – 20 процентов от суммы начисленных взносов по «травматизму» за прошедший год. Если при этом были расходы по несчастным случаям или профзаболеваниям, то 20 процентов берется от разницы между начисленными взносами и произведенными расходами.
Есть дополнительное ограничение для работодателей со штатом менее 100 человек, не обращавшихся два года подряд за финансированием:
-
сумма не должна превышать размер взносов за текущий год;
-
финансирование должно быть не более 1/5 от причитавшихся к уплате взносов (с учетом расходов) за три предыдущих года.
Приобретение СИЗ за счет ФСС подразумевает зачет израсходованных денежных средств на приобретение в счет начисленных и подлежащих оплате в текущем периоде страхвзносов на «травматизм».
Документы для подачи
В ФСС страхователь-работодатель подает следующие документы (на бумаге или электронно):
-
заявление;
-
план по расходам установленной формы (Приложение к Правилам, утв. Приказом 580н от 10.12.2012);
-
перечень мероприятий по улучшению условий труда, разработанных по итогам спецоценки.
Для покупки СИЗ за счет ФСС необходимо также приложить:
-
Перечень средств защиты. В нем, кроме наименования самих средств, нужно указать:
-
должности работников;
-
нормы выдачи средств с ссылкой на соответствующий пункт;
-
количество СИЗ;
-
их стоимость;
-
дату изготовления;
-
срок годности.
-
Перечень приобретаемых (по таким же данным, как в предыдущем пункте) СИЗ по результатам спецоценки.
-
Копии сертификатов/деклараций соответствия ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 878).
-
Копия заключения о производстве СИЗ в России, полученного из Министерства промышленности и торговли России, и/или копия декларации/сертификата о производстве их в странах ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии) - такие требования введены в Правила приказом Минтруда России от 31.08.2018 № 570н.
Копии всех документов заверяются печатью страхователя (при ее наличии).
Сроки подачи заявки
Весь пакет документов подается в ФСС не позднее 1 августа текущего года. Однако, рекомендуется подавать документы на одобрение покупки СИЗ за счет средств ФСС заранее, так как из-за недочетов в документах Фонд может отказать в возмещении, а сроки не продляются. Кроме того, финансирование идет в рамках бюджета Фонда, и выделенных средств всем страхователям может не хватить.
Фонд анализирует полученные документы и выносит решение в следующие сроки (в рабочих днях):
-
10 дней для работодателей с суммой начисленных взносов менее 10 тысяч рублей за прошедший год;
-
при начисленных взносах за прошедший год более 10 тысяч рублей, территориальное отделение ФСС в течение 3-х дней направляет документы на согласование в ФСС РФ, который рассматривает заявку в течение 15 дней.
Причины отказа
ФСС имеет право отказать в финансировании покупки СИЗ по следующим причинам:
-
у предприятия, ИП числится недоимка по взносам, пеням или штрафам в ФСС на день подачи заявления;
-
в поданных документах недостоверная информация или представлен неполный комплект;
-
все средства на текущий год уже распределены Фондом.
В пределах срока подачи заявления можно сдать новый (уточненный) комплект документов. Также, в случае несогласия, заявитель может обжаловать отказ в вышестоящем подразделении ФСС или в суде.
Отчеты в ФСС после подтверждения заявки
После одобрения заявки на использование средств страхователь каждый квартал вместе с формой 4-ФСС сдает в Фонд отчет о расходах (форма отчета приведена в письме ФСС РФ от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685). Если израсходовать выделенные средства в плановые сроки компания не успевает, об этом до 10 октября надо сообщить Фонду.
Завершив все запланированные покупки/приобретения СИЗ, в Фонд нужно сдать все подтверждающие документы на проверку. Территориальное отделение ФСС имеет право не принять расходы по неверно оформленным документам и, конечно, откажет в зачете при их отсутствии.