Применяемые при маркировке упаковки знаки, это не только символы, обозначающие наличие добровольной или обязательной сертификации, правила хранения и перевозки упакованного товара, экологическая символика и прочие. На упаковке могут размещаться и коды обязательной маркировки средствами идентификации, согласно Распоряжению Правительства № 792-р от 28.04.2018.
Цифровая обязательная маркировка двухмерными кодами Data Matrix охватила немалую часть товаров, представленных на потребительском рынке. Уже сейчас нужно маркировать лекарства, парфюмерию, текстиль и отдельные виды одежды, автомобильные шины и покрышки, фотоаппараты и другие виды товаров. До конца года будет запущена кампания по маркировке молочной продукции. Обязательная маркировка значит, что каждая единица товара должна иметь уникальный код, который можно считать с помощью специального оборудования – сканера или смартфона со специальным приложением.
Наносить код можно на товарную бирку или этикетку, а можно непосредственно на саму упаковку – этот способ быстрее и надежнее. Расскажем о том, как происходит маркировка потребительской упаковки, и каких правил нужно придерживаться при нанесении кода на поверхность.
Требования к маркировке упаковки
Правила нанесения обязательной маркировки предусмотрены правительственным Постановлением № 515 от 26.04.2019. Для маркировки упаковки, как и для маркирования товаров, используется код Data Matrix – двухмерный штрих-код, состоящий из колонок и строчек, в свою очередь состоящих из черных и белых квадратов. Правый верхний угол изображения всегда занят белым квадратом (за исключением случаев, когда код напечатан в инверсном изображении для улучшения читабельности, например, при печати на черном фоне).
Код может использоваться на упаковке любого вида и размера – от сигаретной пачки до крупной упаковки: маркировка транспортирование и хранение товара сопровождает и в этом случае.
Подделать код практически невозможно – помимо зашифрованных сведений о товаре он содержит «криптохвост», подтверждающий его подлинность. Считать код можно, даже если он утратил до 30% своей площади.
Как маркируется упаковка
Маркировка упаковки в «Честном знаке» происходит по следующему алгоритму:
1. Создание личного кабинета в системе «Честный знак». Для этого потребуется указать основные данные об организации, создать заявку и подписать ее электронной подписью.
2. Ввод в систему сведений о товаре, который нужно промаркировать. Информацию можно внести вручную, а можно загрузить автоматически из базы, содержащей необходимые данные.
3. Оформление заказа на создание кодов Data Matrix. Система сгенерирует заявку автоматически, сразу же после нажатия соответствующей кнопки.
4. Оплата созданных кодов. За каждый уникальный код Data Matrix заказчик должен заплатить 0,5 рубля (без учета НДС). Документы на оплату появятся в личном кабинете. Заказчику нужно лишь внести деньги на баланс аккаунта и перевести нужную сумму на указанный счет.
5. Выгрузка и печать кодов. Готовые коды нужно активировать в течение 60 рабочих дней с момента их генерации – в противном случае они будут автоматически аннулированы системой. Коды нужно вывести на печать – способ печати зависит от того, какое оборудование установлено на предприятии.
Маркировка на упаковке товаров: способы нанесения
Маркировка транспортной упаковки и потребительской упаковки, в которой продукт поступает к конечному потребителю, может наноситься любым из следующих методов:
1. Методом этикетирования. В этом случае код печатается на специальной бумаге с липким основанием. Наклейку с кодом можно приклеить на упаковку продукта или на тару, в которой он будет поставлен на реализацию. Способ сравнительно недорогой (понадобится только специальный термотрансферный принтер), но довольно трудоемкий – каждую этикетку придется наклеивать на упаковку вручную.
2. Методом прямой печати. Позволяет нанести штрих-код на саму упаковку – пленку, пластик, картон, фольгу или бумагу. Этот способ дороже – потребуется приобрести специальное оборудование и разработать макет упаковки с кодом. При этом прямая печать позволяет автоматизировать процесс нанесения кода и сэкономить немало временных и трудовых ресурсов.
Если код на упаковке поврежден (стерт, оторван или испачкан), его нужно нанести заново, в противном случае продать товар не получится. Заказывать новый код не нужно – можно распечатать тот же код, что был испорчен, но не погашен.
Кто попадает под обязательную маркировку
Наносить маркировку на товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны:
- производители;
- импортеры, закупающие товары за границей и реализующие их на территории России;
- продавцы, на складах у которых сохранились немаркированные остатки такого товара.
Маркировать нужно каждую единицу товара в отдельности, а также групповую тару, в которую она упаковывается. Например, производителю молока придется нанести маркировку на каждый пакет или бутылку с продуктом, а также отдельный код нанести на гофрокороб, в котором партия продукции отправится в магазин.
В зависимости от выбранного способа нанесения кодов, маркировка тары может осуществляться как ее изготовителем, так и производителем, который будет выпускать в продажу готовый продукт.