Правовое регулирование
Проведение, регламент процедуры, периодичность и действия компании по результатам инвентаризация имущества и обязательств в российском законодательстве регламентируют:
- Положение по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49;
- закон РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Однако, с 1 апреля 2025 года приказ Минфина № 49 утратит силу и начнет действовать ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация".
Инвентаризация расчетов с подочетными лицами — понятие и цели
В рамках годовой инвентаризации осуществляется и проверка расчетов с подотчетными лицами организации. Это делается с целью выявления нарушений кассовой дисциплины.
При инвентаризации расчетов с подотчетными лицами проверяются по каждому из них:
- суммы выданных авансов — в соответствии с приказом руководителя (заявлением работников);
- целевое назначение и дата выдачи авансов;
- отчеты по выданным авансам и наличие к ним первичной документации, удостоверяющей расходование полученных сумм;
- соответствуют ли авансовые отчеты целевому назначению полученных средств.
Также, при инвентаризации расчетов с подотчетными лицами проверке подлежит соблюдение данными работниками сроков предоставления авансовых отчетов и возврата неизрасходованных сумм. Если за таким сотрудником числится задолженность по подотчетным суммам, то нужно удостовериться в том, что срок их возврата не истек.
Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами — какие счета необходимо проверить
Обязательная ежегодная инвентаризация предусмотрена и по расчетам с подотчетными лицами. Под это направление в инвентаризационных мероприятиях подпадает проверка сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами". По дебету данного счета отражают выдачу сотруднику денежных средств (Дт 71 Кт 50, 51), а по кредиту сч. 71 — погашение задолженности по авансовому отчету (когда возвращены в кассу непотраченные подотчетные суммы), оприходование ценностей (например, почтовых марок, приобретенных подотчетником) или учет расходов.
Инвентаризация подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами
Перед проведением инвентаризации подотчетных сумм инвентаризационная комиссия обязана установить наличие распорядительных документов текущего финансового года, регламентирующих осуществление расчетов с подотчетными лицами. К числу таких документов относятся локальные акты, утвержденные руководителем предприятия. Это может быть локальный акт, утверждающий:
- список сотрудников, которым могут быть выданы авансовые суммы под отчет;
- порядок предоставления отчета по израсходованным подотчетным суммам;
- сроки сдачи авансовых отчетов и подтверждающих финансовых документов;
- список работников, наделенных полномочиями определять необходимость и объемы целевых трат, отдавать распоряжения подотчетным лицам и осуществлять выдачу подотчетных сумм.
В итоге, в ходе инвентаризации расчетов с подотчетными лицами необходимо уточнить списки:
- Лиц, которым могут быть выданы подотчетные суммы.
- Лиц руководящего состава, уполномоченных поручать подотчетным лицам осуществлять траты в интересах работодателя и давать распоряжения бухгалтеру о выдаче подотчетных сумм.
Согласно нормам п. 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, инвентаризация расчетов с подотчетными лицами включает в себя проверку:
- соответствия установленной законом процедуре и регулярности проведения внутреннего аудита расчетов с подотчетными лицами;
- состояния учета расчетов с лицами, привлекаемыми к работе с подотчетными суммами;
- соблюдения сроков предоставления, наличия подтверждающих финансовых документов;
- полноты и правильности оформления операций по расчетам с подотчетными лицами;
- достоверности отражения в регистрах бухучета операций по расчетам с подотчетными лицами и отчетности по ним;
- тождественности сведений, внесенных в регистры бухучета, данным, отраженным в авансовых отчетах.
Что делать, если работник не вернул подотчетную сумму, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Какие еще документы проверяются при инвентаризации расчетов с подотчетными лицами
Перечень проверяемой документации зависит от целей, на которые выдавались деньги под отчет. Это могут быть:
- Покупка материальных ценностей — проверяются авансовые отчеты с приложенной документацией, подтверждающей расходование средств и приобретение ценностей (например, товарные и кассовые чеки).
- Командировка — проверке подлежат служебные задания, приказы о направлении в командировку, командировочные удостоверения, авансовый отчет с приложенными к нему документами, удостоверяющие расходование средств и приобретение ценностей (в частности, товарные и кассовые чеки, проездные авиа-, ж/д билеты, счета за проживание в гостиничном номере).
- Представительские расходы — проверяется авансовый отчет с приложением оправдательной документации (чеки, квитанции к РКО и иные платежные документы).
Читайте также: Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
Все выявленные нарушения кассовой дисциплины должны быть исправлены в соответствии с установленной законом процедурой.
Читайте также: Инвентаризация дебиторской задолженности
Итоги
Целью проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами считается выявление нарушений кассовой дисциплины. Так, в отделе бухгалтерии должны быть в наличии авансовые отчеты по каждой сумме, выданной под отчет.
Все отчеты необходимо проверить на целевое использование средств, срок возврата неиспользованных денег из подотчета и срок оформления самого отчета. Авансовые отчеты должны быть закрыты и утверждены руководителем организации.