Ведомство указало, что законодательные и иные нормативные правовые акты РФ по бухгалтерскому учету действуют на новых территориях со дня их принятия в состав субъектов РФ (с 30 сентября 2022 г.) с учетом переходных положений, которые предусмотрены Федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Таким образом, правила ведения бухучета и предоставления отчетности в переходный период зависит от даты создания экономического субъекта.
- если экономический субъект создан впервые на новой территории РФ в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 г., то ведение бухгалтерского учета, в том числе составление, представление и раскрытие бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую за 2022 г.) должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее ФЗ «О бухгалтерском учете») и нормативными правовыми актами РФ по бухгалтерскому учету с даты государственной регистрации;
- если экономический субъект существовал до 30 сентября 2022, то в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 г. вправе вести бухгалтерский учет, в том числе составлять отчетность (включая промежуточную и годовую за 2022 г.) в соответствии с правилами бухучета, которые действовали на соответствующих территориях до 30 сентября 2022 г. При этом отчетность за 2022 г. необходимо будет представить и (или) раскрыть в соответствии с правилами, действовавшими на соответствующих территориях до 30 сентября 2022 г., но представлять в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) не придется.
О новшествах ГИБРО рассказывается в материале «Что изменится в порядке раскрытия бухгалтерской отчетности и другой информации в 2023 году?».
Между тем, с 1 января 2023 г. все экономические субъекты ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей должны осуществлять ведение бухучета, в том числе составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2023 г. в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» и НПА РФ по бухгалтерскому учету.
Также бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2023 г. будет представляться и (или) раскрываться в соответствии с законодательством РФ и представляться в целях формирования ГИРБО.
В отношении формировании учетной политики, ведомство указывает на необходимость руководствоваться правилами ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В частности, в учетной политике следует отразить правила бухучета НМА и капитальных вложений в них, основываясь на ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
В материале «Учетная политика – 2023» описаны основные требования к учетной политике, так, в состав документа обязательно нужно включать рабочий план счетов, вопросы амортизации, стоимости основных средства и другую информацию, необходимую для достоверного отражения хозяйственной жизни организации.
Последствия изменения учетной политики, вызванного переходом к применению федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном этими стандартами.
В частности, такой порядок установлен:
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»,
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»,
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Подробное описание указанных ФСБУ можно найти в материалах «Бухгалтерский учет аренды по ФСБУ 25/2018», «Порядок учета капитальных вложений по ФСБУ 26/2020», «Порядок учета основных средств по ФСБУ 6/2020», «Переход на ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Если такой порядок не предусмотрен, то эти последствия должны быть отражены в бухучете и отчетности:
- ретроспективно (п. 15 ПБУ 1/2008);
или
- перспективно, в следующих случаях:
- если невозможно осуществить с «достаточной надежностью» оценку в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному. При этом возможность «достаточной надежности» определяется экономическим субъектом самостоятельно.
- если организации вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Минфин отмечает, что отражать последствия изменения необходимо записями в межотчетный период таким образом, чтобы вступительные остатки по счетам бухучета по состоянию на 1 января 2023 г. отражали данные, сформированные в соответствии с российским законодательством и НПА по бухучету.
Также ведомство напоминает, что денежной единицей на территориях новых субъектов является:
- рубль;
- но до 31.12.2022 г. допускаются обращение национальной денежной единицы Украины - гривны и осуществление расчетов в гривнах.
Таким образом, при составлении отчетности за 2022 год экономический субъект самостоятельно определяет валюту составления и представления (публикации) отчетности. Между тем, операции, которые выражены в валюте, отличной от валюты составления отчетности, отражаются в бухучете по правилам учета иностранной валюты, действовавшим на соответствующих на новых территориях до 30 сентября 2022 г.
При этом с 1 января 2023 г. для целей бухгалтерского учета (за исключением составления годовой отчетности за 2022 г. экономическими субъектами, которые были зарегистрированы до 30 сентября) гривны будут рассматриваться в качестве иностранной валюты.
Также экономическим субъектам новых территорий необходимо учесть ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», при формировании в бухучете, в том числе отчетности, информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, которые регламентированы
В последнем блоке своего информационного письма Минфин разъясняет особенности отражение стоимости объектов бухучета во вступительной отчетности за 2023 г., если экономический субъект стал придерживаться правил российского бухучета с 1 января 2023 г.
В этом случае:
- Пересчет стоимости объектов бухучета, выраженной в заключительной отчетности за 2022 г. в гривнах, производится по официальному курсу гривны к рублю, установленному Банком России на 31 декабря 2022 г.;
- Активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта (статьи бухгалтерского баланса) отражаются исходя из стоимости в рублях, сформированной по состоянию на 31 декабря 2022 г.;
При этом Минфин также указывает ситуации, когда пересчет не требуется и как осуществляется в зависимости от места осуществления деятельности – в пределах или за пределами новых территорий.
В отношении сравнительных показателей ведомство отмечает следующее:
- Сравнительные показатели бухгалтерского баланса на даты периодов, предшествующих отчетному, пересчитываются в рубли по официальному курсу, действовавшему на даты, на которые представлены такие показатели.
- Сравнительные показатели доходов, расходов, прибылей, убытков, поступлений и использования средств целевого финансирования, денежных потоков за 2022 г. пересчитываются в рубли следующим образом:
- при незначительном количестве фактов хозяйственной жизни указанные объекты пересчитываются по официальному курсу на дату каждого факта хозяйственной жизни;
- в противном случае необходимо пересчет объектов осуществляется:
- при значительном количестве – по средней величине официальных курсов за период.
- при равномерном (или близком к равномерному) - по средней величине официальных курсов за 2022 г.
- при неравномерном - по средневзвешенной величине официальных курсов за более короткие промежутки времени (например, неделю, месяц, др.).