Право на замену товара ненадлежащего качества

01.03.2021
0
Команда СП

Покупатель, купивший некачественный товар, может вернуть его обратно в магазин с заменой – главное, знать, какой именно товар считается некачественным, и что сделать для того, чтобы оформить возврат.

Товар ненадлежащего качества: что это?

Действующее законодательство не содержит расшифровки понятия «товар ненадлежащего качества», поэтому понять, какой именно товар классифицируется таким образом, можно, опираясь на отдельные законодательные нормы – в частности, положения ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 и ст. 469 Гражданского кодекса РФ.

Из их содержания следует, что товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий недостатки или существенные недостатки, из-за наличия которых потребитель не может полноценно его использовать.

Товар ненадлежащего качества – это, например:

  • микроволновая печь, у которой не работает нагревательный элемент;
  • джинсы, которые потеряли цвет после первой стирки;
  • книга со склеившимися страницами, которые невозможно разделить без повреждения;
  • часы, неправильно показывающие время даже после регулировки и пр.

Таких примеров можно привести много – некачественным может оказаться любой товар. Именно поэтому законом предусмотрена замена товара ненадлежащего качества на аналогичный. Расскажем о том, как это сделать.

Читайте также: Перечень товара, не подлежащего возврату и обмену

Порядок замены товара ненадлежащего качества

Чтобы реализовать право на замену товара ненадлежащего качества, воспользуйтесь приведенным ниже алгоритмом.

Определите, не прошел ли срок замены товара

Срок замены товара ненадлежащего качества зависит от того, какой именно товар вам нужно вернуть: обычный или технически сложный.

В общем случае вернуть товар можно в течение гарантийного срока или срока годности. Если при замене товара ненадлежащего качества гарантийный срок не установлен, вернуть его будет можно в течение 2 лет с момента покупки (п. 1 ст. 19 Закона № 2300-1).

Технически сложный товар можно вернуть в течение 15 дней с момента его покупки. Если этот срок истек, оформить возврат можно только в том случае, если (п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1):

  • обнаруженный недостаток является существенным;
  • продавец нарушает установленные законом сроки устранения недостатков товара;
  • товар находился в ремонте в совокупности 30 и более дней в течение года в связи с неоднократным устранением недостатков.

Составьте претензию о замене товара

Форма и содержание претензии законодателем не регламентированы, поэтому покупатель может потребовать замены товара ненадлежащего качества так, как ему будет удобно. Претензия – это письменный документ, являющийся прямым доказательством того, что покупатель пытался решить вопрос с продавцом самостоятельно.

Несмотря на то, что требований к содержанию претензии в законе нет, рекомендуем указать в ней следующую информацию:

  • наименование организации-продавца и ее юридический адрес;
  • сведения о покупателе: Ф.И.О., адрес проживания, контактный номер телефона и адрес электронной почты (при желании);
  • наименование документа – претензия о замене товара ненадлежащего качества;
  • описание товара и имеющихся у него недостатков;
  • требование о замене товара в соответствии со ст. 18 Закона № 2300-1;
  • дата составления документа.

Претензию нужно подписать и передать продавцу. Это можно сделать любым из следующих способов:

  • лично в руки представителю магазина – в этом случае потребуется два экземпляра документа: один передается на рассмотрение продавцу, а второй, с отметкой о получении, остается у покупателя;
  • по почте, отправив заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения на юридический адрес продавца.

Дождаться ответа от продавца

В соответствии со ст. 21 Закона № 2300-1, требования, изложенные в претензии, должны быть удовлетворены в течение 7 дней с момента ее получения.

При этом продавец вправе провести проверку качества товара. Если покупатель не согласен с ее результатами, продавец должен провести экспертизу качества товара (п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1). В этом случае срок замены увеличивается до 20 дней.

Если на момент получения претензии у продавца не было в наличии товара, необходимого для замены, срок увеличивается до 1 месяца.

Если замена товара ненадлежащего качества в течение установленного срока не была произведена, и продавец не предпринял никаких действий, направленных на проверку товара, покупатель может обратиться в суд с иском о замене товара, возмещении морального ущерба и расходов на оплату услуг юриста.

Читайте также: Можно ли вернуть товар, купленный со скидкой

Замена товара ненадлежащего качества: нюансы

Иногда продавцы пытаются отказать в замене товара ненадлежащего качества, аргументируя свой отказ тем, что он уже был использован покупателем. Правомерно ли это?

Ситуация. Покупатель приобрел джакузи, но после установки выяснилось, что гидромассажная установка, являющаяся неотъемлемой частью джакузи, не работает. Продавец отказал в замене товара, основываясь на том, что вещь уже была установлена, а, значит, закон о замене товара ненадлежащего качества не действует.

Отказ продавца в данном случае нарушает права покупателя. Требование о том, чтобы товар, который покупатель хочет поменять, не был использован после покупки, действует только в отношении качественных товаров (п. 1 ст. 25 Закона № 2300-1). Некачественный товар, даже бывший в употреблении, можно вернуть продавцу.

Еще одна распространенная причина для отказа, которую часто используют в качестве аргумента продавцы – подписание покупателем акта приема-передачи: если документ подписан, значит покупателя устраивает состояние приобретенного товара. Прав ли продавец в этом случае?

При первичном осмотре покупатель может оценить только внешний вид товара – отсутствие на нем вмятин, сколов, царапин и других повреждений. Понять, имеет ли товар скрытые недостатки (особенно это касается техники и других сложных устройств) при визуальном осмотре невозможно, поэтому отказать в обмене товара на основании того, что покупатель принял его по акту приема-передачи, продавец не вправе. Обмен товара при этом происходит в обычном порядке, описанном выше. 

Читайте также: Возврат без чека – закон потребителя

Оставить комментарий