Маркировка различных видов товаров становится обязательной с определенной даты, установленной законодательством – с этого момента вводить в оборот немаркированные товары запрещено. Однако существует определенный переходный период, в течение которого на складах остаются товары из предыдущих поставок – они не промаркированы, но и продавать их без маркировки уже нельзя. В этом случае должна быть выполнена маркировка остатков и их ввод в оборот – о том, как это сделать, расскажем в статье.
Какие остатки подлежат маркировке
На сегодня подлежит обязательной маркировке продукция следующих видов:
- одежда и обувь;
- текстиль – в частности, постельное и кухонное белье;
- шины и покрышки;
- фототехника;
- сигареты;
- парфюмерия;
- лекарства;
- меха.
Для большинства перечисленных товарных групп сроки, в течение которых нужно было промаркировать остатки, уже закончились. Переходный период действует только для некоторых видов товаров – так, остатки одежды и текстиля, не реализованные на 01.01.2021, нужно промаркировать до 01.05.2021, остатки духов и туалетной воды, произведенные/ввезенные в РФ до 01.10.2020 – до 31.10.2021 (Постановления Правительства РФ от 10.03.2021 № 343, от 31.12.2019 № 1957).
Маркировать остатки должны участники оборота, у которых на складах остались немаркированные товары – если этого не сделать, продать их не получится. За реализацию товаров без маркировки предусмотрена ответственность – административная, а в некоторых случаях и уголовная.
Маркировка остатков, ввод в оборот: пошаговая инструкция
Ввод в оборот кодов маркировки осуществляется через систему «Честный знак» - онлайн-сервис, обладающий специальным функционалом для создания, оплаты и распечатки кодов маркировки.
Для того, чтобы промаркировать остатки и ввести их в оборот, потребуется выполнить следующие действия:
1. Зарегистрироваться в системе «Честный знак». Понадобится электронная цифровая подпись и криптопровайдер – специальное программное обеспечение, позволяющее шифровать передаваемую информацию.
2. Зарегистрировать имеющиеся на складе товары в системе и получить для них уникальные коды маркировки.
3. Сформировать заказ на создание кодов маркировки.
4. Произвести маркировку товаров и передать в систему сведения о вводе товаров в оборот.
Подробнее расскажем о каждом из этапов маркировки товарных остатков.
Регистрация товарных остатков
Зарегистрировать товарные остатки можно двумя способами:
1. Вручную, создав на каждую товарную единицу техническую карточку. В карточку нужно внести информацию о маркируемом товаре – его коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2, а также его полное наименование.
2. Автоматически, загрузив в систему файл формата .xls, содержащий необходимые сведения о маркируемых товарах.
Создание заказа на выпуск кодов маркировки
Заказать коды также можно вручную или автоматически. В первом случае заполнять поля заявки придется самостоятельно, во втором система выгрузит данные из предложенного файла формата .xls.
Для создания заказа необходимо:
1. Перейти в раздел «Станция управления заказами».
2. Выбрать подраздел «Заказы» и нажать на кнопку «Создать» («Импортировать», если сведения о товарах выгружаются из готового файла).
3. Заполнить все поля открывшейся формы.
4. Создать заявку. При выборе способа выпуска товаров в оборот необходимо перейти к значению «Маркировка остатков». Перед отправкой заявки нужно убедиться, что на лицевом счете в личном кабинете есть свободные средства – услуга по выпуску кодов маркировки платная. Стоимость одного кода составляет 50 копеек без учета НДС.
5. Подписать заявку электронной подписью и отправить ее на проверку. Если проверка будет пройдена успешно, заказ приобретет статус «Доступен».
6. Выбрать нужный заказ, открыть его и перейти на вкладку «Товары».
7. Нажать на кнопку «Перейти к печати» и распечатать этикетки.
Как правило, остатки маркируются методом этикетирования – создавать новую упаковку с нанесенным на нее кодом Data Matrix вовсе необязательно: достаточно наклеить этикетку на уже имеющуюся упаковку.
Ввод в оборот кодов маркировки
После того, как коды будут готовы и наклеены на упаковку, промаркированные товары нужно ввести в оборот. Для этого нужно:
1. В личном кабинете перейти в раздел «Документы».
2. Нажать на кнопку «Добавить» и выбрать подменю «Ввод в оборот».
3. Выбрать документ «Маркировка остатков» и нажать на кнопку «Добавить товары».
4. Выбрать нужные товары из предложенного списка.
5. Нажать на кнопку «Действие с выбранными» и перейти в меню «Редактировать».
6. Ввести все необходимые данные и нажать кнопку «Сохранить».
7. Подписать документ электронной подписью и отправить его в систему.
Сведения о промаркированных остатках можно ввести и автоматически – для этого нужно:
1. Перейти в раздел «Документы» и нажать кнопку «Загрузить».
2. Из выпадающего списка выбрать пункт «Ввод в оборот – маркировка остатков» и загрузить готовый файл в формате .xml или .csv.
3. Нажать на кнопку «Подписать и отправить».
Подробные инструкции по маркировке и вводу остатков в оборот размещены на портале системы «Честный знак».