Маркировка табачной продукции в системе «Честный знак» – одно из направлений национальной программы маркировки товаров, реализуемых на территории России (распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р). Основная цель этой программы – создание единой информационной системы, позволяющей отследить движение товара от производителя до конечного потребителя. В статье расскажем, какая табачная продукция подлежит маркировке, и какие действия нужно выполнить, чтобы получить коды маркировки для товаров, подлежащих реализации.
Маркировка табачной продукции: правовые основы
В перечень товаров, подлежащих маркировке (код ТН ВЭД ЕАЭС 2402, код ОКПД2 12.00.11), входят:
- сигареты (содержащие табак);
- сигары,
- папиросы из табака (или его заменителей);
- сигары с обрезанными концами (черуты);
- сигариллы (сигары тонкие);
- биди;
- кретек.
Внедрение маркировки табачной продукции происходило в несколько этапов:
- с 01.03.2019 года все производители табачной продукции должны были зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
- с 01.07.2019 был запрещен выпуск немаркированной продукции – на каждую вновь выпускаемую пачку сигарет должен быть нанесен двухмерный штрих-код Data Matrix;
- с 1 июля 2020 года маркировка сигарет и т.п. стала полностью обязательной - запрещен оборот немаркированной продукции.
С 01.07.2020 стартовала программа обязательной маркировки альтернативной табачной продукции: табака для кальяна, курительного, жевательного, нюхательного табака (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2403 11, 2403 19 100, 2403 99 100; коды ОКПД2 12.00.11.110 - 140, 12.00.11.160). С 01.07.2021 г. оборот немаркированных товаров будет полностью прекращен (Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224).
С 01.01.2021 по 28.02.2022 г. проводится эксперимент по маркировке иной никотиносодержащей продукции – курительных смесей для кальяна (не содержащих табак), а также табачных изделий (табака), потребляемых путем нагревания (Постановление Правительства РФ от 25.12.2020 № 2273).
Маркировка табака: порядок действий
Табачная маркировка обязательна для производителей и импортеров продукции, подлежащей реализации на территории России. Для участия в программе маркировки необходимо:
1. Зарегистрироваться в системе «Честный знак». Для этого потребуется электронная подпись(усиленная квалифицированная) и криптопровайдер, с помощью которого пользователь будет передавать зашифрованную информацию в систему маркировки. Чтобы создать профиль, нужно отправить заявку с указанием номера телефона и электронной почты заявителя. После того, как заявка будет одобрена, необходимо передать в систему сведения о регистрируемой компании – в частности, указать, производителем или импортером товаров она является.
2. Заказать коды маркировки и оплатить их – это можно сделать через «Личный кабинет», создав заявку на создание кодов и сформировав счет на оплату. Важно позаботиться о том, чтобы на счету были деньги – услуга по созданию кодов маркировки платная. За один код придется заплатить 50 копеек (без учета НДС) (Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577).
3. Нанести полученные коды на упаковку любым из следующих способов:
- методом прямого нанесения – наносится непосредственно на упаковку (удобнее для производителей);
- методом этикетирования – код наносится на наклейку, которая впоследствии размещается на упаковке (подходит для импортеров, которые приобретают товар зарубежного производства и исполняют обязательство по маркировке товара уже после того, как он поступит в Россию).
4. Ввести товар в оборот посредством его передачи покупателю (дистрибьютору). Потребуется оформить электронный УПД – никаких дополнительных действий совершать не нужно.
Розничные магазины, осуществляющие отпуск табачной продукции, должны быть оснащены:
- онлайн-кассой с программным обеспечением, позволяющим распознать двухмерный штрих-код и передать полученную информацию в систему мониторинга;
- 2D-сканером штрих-кодов, позволяющим считать информацию с кода Data Matrix.
Для списания товара при реализации никаких особых действий совершать не потребуется – после того, как кассир отсканирует штрих-код, сведения о продаже автоматически поступят в систему и код будет «погашен».