Система маркировки товаров нужна для снижения объема оборота на внутреннем рынке контрафактной продукции. Этот метод позволит конечному покупателю получать полный спектр данных о товаре по специальному коду. Для разных категорий изделий применяются различные маркировочные знаки. Например, для шуб маркировка осуществляется при помощи специальных чипов, обувь и сигареты будут идентифицироваться по двухмерным кодам, нанесение которых не должно значительно повлиять на отпускные цены товаров.
Онлайн-касса для маркировки не является средством регистрации товара в единой базе данных маркированной продукции - через ККТ только фиксируется факт выбытия изделия из запасов продавца и переход права собственности к покупателю. В чеке отображается код маркировки, по которому покупатель сможет отследить цепочку перемещения своего приобретения от производителя до получения товара в свои руки.
Выбор кассы для маркировки должен основываться на технических параметрах и возможностях кассового оборудования. В 2019 году важно вовремя произвести перепрошивку ККТ для актуализации формата фискальных данных. Это связано с необходимостью корректировки по новой ставке НДС и введением реквизита «Код товара», отвечающего за отражение сведений по маркируемой продукции.
Как применяется онлайн-касса для маркированного списка товаров
С января 2019 года формат данных в онлайн-кассах должен использоваться в обновленном виде, продавцам надо перейти на работу с версией 1.05 или 1.1. Отличие от предыдущей версии прошивки заключается в наборе обязательных реквизитов чека.
Замены фискального накопителя или кассового оборудования в связи с выходом новой версии формата фискальных данных и применением маркировки не требуется - достаточно перепрошивки, обновления программного обеспечения.
При продаже маркированных товаров онлайн-касса получает значение кода маркировки, отражая его в чеке, и отправляет сообщение о продаже через ОФД (оператора фискальных данных) Оператору электронной системы маркировки, после чего код выводится из оборота. Покупатель с помощью камеры смартфона сможет считать и проанализировать код товара, отследив все этапы перемещения маркированного продукта. Причем на чеках должны отражаться не только коды по отечественной продукции, но и шифры по товарам, произведенным в странах ЕАЭС.
Очередность перехода на новые правила продажи отдельных товарных позиций зафиксирована в Распоряжении Правительства от 28.04.2018 г. № 792-р, Постановлении № 224 от 28.02.2019. Так, ККТ для маркировки табака должна работать по новым правилам с 1 июля 2019 года, когда начнется поэтапное введение такой маркировки. Онлайн-касса для маркировки обуви в обновленном формате также потребуется с июля 2019 года. Онлайн-касса для маркировки одежды должна использоваться с учетом последней перепрошивки с 1 декабря 2019 года. В этот же период начинается кампания по обязательной маркировке духов, фотокамер, шин.
На продавцов маркированной продукции это накладывает дополнительные обязательства:
-
до старта продаж промаркированных товаров необходимо оформить специальную электронную подпись и зарегистрироваться в системе маркировки товаров «Честный знак»;
-
приобрести сканер штрих-кодов;
-
установить программное обеспечение, позволяющие работать с маркировочными кодами, а если ПО было установлено ранее, его потребуется обновить, чтобы адекватно считывались все коды маркировки и данные о них переводились в кассовый чек;
-
установка товароучетной программы, адаптированной для работы с маркированной продукцией (она нужна для приемки товара и сверки электронных накладных по поставкам), подключение этой программы к ГИС, формирующей коды.
Если субъект предпринимательства является участником оборота маркируемой продукции, ему необходимо проверить, поддерживается ли используемым кассовым оборудованием тег 1162 «Код товара» (например, можно посмотреть допустимые форматы фискальных данных для конкретной модели ККТ в реестре кассовой техники на сайте ФНС). Обязательное требование – совместимость работы со сканером штрих-кодов.
Схема отражения в единой базе данных маркировочной продукции:
-
производитель запрашивает у Оператора нужное ему количество кодов;
-
после получения шифров он маркирует ими произведенный товар, то есть наносит их на упаковочный материал, и передает об этом информацию в базу данных;
-
при отпуске товара покупателю (посреднику) производитель создает универсальный передаточный документ (УПД) с указанием шифров передаваемой продукции;
-
покупатель (посредническая организация) при получении партии изделий считывает нанесенные на них коды и сверяет их с данными УПД, если все правильно, поставка подтверждается;
-
при отпуске товара конечному покупателю продавец снова сканером считывает код изделия, в системе формируется отметка о выбытии продукта из оборота, онлайн-касса при этом отражает уникальный маркировочный код в чеке, эта информация будет доступна и покупателю, и фискальным органам.