Комиссии ФНС по легализации налоговой базы

14.02.2020
0
Команда СП

Создание комиссий ФНС по легализации налоговой базы не регламентированы законом, но результаты их работы могут привести к реальным правовым последствиям для налогоплательщиков. Ознакомимся с порядком организации деятельности таких комиссий подробнее.

Комиссия по легализации налоговой базы: для чего она создается

Особенность комиссий по легализации налоговой базы в том, что их деятельность регулируется не Налоговым кодексом РФ (и даже не официальными ведомственными регламентами ФНС), а письмом Налоговой службы от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Согласно ему, такие комиссии учреждаются в целях обнаружения различных нарушений при расчете предприятиями и ИП «зарплатной» налоговой базы, на которую начисляются НДФЛ и страховые взносы.

К числу таких возможных нарушений ФНС относит, в частности:

Задача комиссии — эти нарушения выявить, а затем предписать работодателю провести «работу над ошибками», вызвав его в установленном порядке на заседание.

Основной объект для вызова на комиссию - работодатель, который платит НДФЛ и взносы с зарплаты работников, а также ИП и физлица, не отразившие свои доходы, подлежащие обязательному декларированию, в 3-НДФЛ.

Отметим, что ранее комиссия рассматривала нарушения и в отношении других налогов — НДС, на прибыль, на имущество, землю, транспорт, платежей на спецрежимах. Ее работа разъяснялась в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Однако, оно было отменено положениями указанного выше письма № ЕД-4-15/14490@, в котором указано, что комиссия рассматривает нарушения только по НДФЛ и страховым взносам.

Еще один факт: на комиссии по легализации налоговой базы работодатели вызывались и до выпуска ФНС указанных писем. Сами налогоплательщики даже оспаривали правомерность учреждения таких комиссий в суде, но безуспешно - арбитражи разрешали ФНС взаимодействовать с работодателями через эти комиссии (например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2013 № Ф03-917/2013).

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы — это не налоговая проверка. Но этот вызов может ее предварять, если ФНС не устроят результаты взаимодействия с работодателем. Можно отметить, что в состав комиссии могут входить работники ФНС, которые как раз отвечают за налоговые проверки, и если что, с профилем налогоплательщика они будут знакомы уже на стадии рассмотрения его нарушений.

Комиссия может учреждаться на уровне органов местного самоуправления или при администрациях субъектов РФ. В обоих случаях формируется межведомственная комиссия по легализации налоговой базы на соответствующем уровне.

Рассмотрим некоторые особенности работы такой комиссии, учрежденной субъектом РФ.

Читайте также: Ответственность за налоговые правонарушения: таблица

Региональная межведомственная комиссия по налогам: особенности работы

Межведомственная налоговая комиссия в регионе может учреждаться как инструмент:

  • увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта, во внебюджетные фонды;
  • снижения неформальной занятости граждан.

Комиссия наделяется правами:

  • по запросу документации из различных органов власти — в том числе ФНС (по задолженностям работодателей в различные бюджеты и иным нарушениям), Трудинспекции (по задолженностям выплаты зарплаты), Минтруда (по трудоустройству граждан), ФССП (по взысканию задолженностей в бюджеты);
  • по приглашению на комиссию должностных лиц от различных органов;
  • по приглашению на комиссию налогоплательщиков и плательщиков страхвзносов.

Комиссии могут включать в своем составе заместителей главы субъекта РФ (например, в качестве председателя Комиссии и его заместителей); представителей региональных структур надзора - ФССП, ФНС, Трудинспекции, Следственного Комитета, ФСС, ПФР, Минсельхоза, Минприроды, Минфина и др., организаций по защите интересов предпринимателей.

За организационное обеспечение работы Комиссии может отвечать региональное министерство финансов.

Решения межведомственной комиссии носят рекомендательный характер. Но этих рекомендаций желательно придерживаться, чтобы не спровоцировать полноценную налоговую проверку.

Рассмотрим далее, в каком порядке эти рекомендации создаются, и ознакомимся с порядком взаимодействия Комиссии и работодателей вообще.

Как взаимодействуют Комиссия и работодатель, и что делать при вызове?

Собственно, вызову работодателя на Комиссию предшествует:

1. Проведение комиссией работы по выявлению работодателей - нарушителей норм налогового законодательства.

Критерии отбора приводятся в письме № ЕД-4-15/14490@. С наибольшей вероятностью внимание налоговиков привлекут:

  • ИП, у которых низкая платежная нагрузка по НДФЛ;
  • ИП на ОСНО со слишком большим процентом профессионального вычета (более 95% от дохода);
  • ИП, уплатившие НДС, но не исчислившие НДФЛ со своих доходов;
  • налоговые агенты по НДФЛ с задолженностями;
  • работодатели с зарплатой персонала ниже средней по региону;
  • работодатели с задолженностями по страхвзносам;
  • работодатели, резко снизившие количество работников, и др.

2. Получение работодателем от Комиссии информационного письма (примерно за 1 месяц до даты заседания), в котором:

  • сообщается о выявленных нарушениях при расчете зарплаты, налогов и взносов;
  • предлагается уточнить суммы обязательств и самостоятельно устранить нарушения или представить пояснения в течение 10 рабочих дней после получения письма.

Далее, если работодатель не произвел никаких действий, может последовать фактический вызов от комиссии ФНС по легализации налоговой базы, составленный по форме Приложения № 2 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Прийти по вызову работодателю следует обязательно. Если есть уважительная причина для неявки, о ней нужно сообщить Комиссии письменно, тогда она, возможно, перенесет дату явки работодателя. Если не явиться без уважительной причины, комиссия направит повторный вызов, а также начнет предварительную подготовку к выездной налоговой проверке.

Далее, при участии работодателя, проходит заседание комиссии по легализации налоговой базы. На нем представители ФНС могут задавать разные вопросы, их перечень не регламентируется. Но все они будут связаны, так или иначе, с выявленными нарушениями.

Претензии налоговиков должны быть основаны на объективных данных, имеющихся у ФНС. Важный вопрос для работодателя на Комиссии по легализации налоговой базы — что говорить на заседании? Это зависит от того, что именно предъявляется работодателю. Исходя из интересующих Комиссию вопросов, изложенных в информационном письме, работодатель может заранее выстроить свою линию поведения и подготовить ответы на вопросы контролирующего органа. Аргументы работодателя в свою защиту должны быть обоснованными, и желательно, подкрепленными документально.

По итогам заседания составляется протокол комиссии по легализации налоговой базы. В нем отражаются рекомендации по нарушениям, рассмотренным на заседании, и фиксируется срок, отведенный на их устранение (обычно, это 10 рабочих дней с даты заседания). Если рекомендации не будут исполнены, информация о налогоплательщике будет передана в отдел ИФНС, отвечающий за выездные проверки.

В протоколе фиксируется и неявка работодателя, если она имела место. Составляется документ по форме Приложения № 9 к письму № ЕД-4-15/14490@. С протоколом знакомят налогоплательщика (под роспись) и, по его желанию, выдают ему один экземпляр.

Не считая оформления протокола, Комиссия может выполнить иные необходимые действия, связанные с реагированием на нарушения работодателя. Например — проинформировать правоохранительные органы или Трудинспекцию о значимых для них фактах, обнаруженных при анализе деятельности компании.

Читайте также: Среднеотраслевая налоговая нагрузка в 2020 году

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий