Открыть расчетный счет ИП несложно, но для этого ему нужно произвести определенные действия в установленном порядке. Рассмотрим, какие именно.
Что нужно для открытия расчетного счета ИП?
Главное, что нужно, чтобы открыть расчетный счет ИП:
- выбрать банк;
- собрать нужные документы (с учетом требований законодательства и выбранного банка);
- оформить расчетный счет, обратившись в выбранный банк, по его правилам.
Рассмотрим далее особенности решения каждой из указанных задач.
Открытие ИП: выбор банка
Большинство российских банков открывают счета для ИП. Выбирая кредитную организацию для расчетного счета, ИП может ориентироваться на следующие критерии:
1. Расположение банка.
Важно, чтобы банк в принципе присутствовал в регионе, у него были там банкоматы (их наличие сведет к минимуму расходы на «обналичку» доходов).
2. Вероятность оформления кредита в выбираемом банке.
Счет ИП имеет смысл открывать именно в том банке, в котором, скорее всего, будут браться кредиты – на бизнес, на личные цели. С большей вероятностью банк одобрит заем по «своему» заемщику (по которому видны все его доходы и расходы), чем по «чужому».
3. Стоимость обслуживания.
В силу высокой конкуренции многие современные банки предлагают довольно недорогие и даже бесплатные тарифы для ИП: подобные предложения есть, в частности, у двух крупнейших кредитных организаций – Сбербанка и ВТБ. Но любой заявленный банком бесплатный или дешевый тариф надо внимательно изучать: по нему могут быть различные неочевидные сопутствующие платежи (например, за пользование SMS-банкингом или системой дистанционного обслуживания) или неоправданно строгие ограничения по расчетам (например, по количеству платежек в месяц). Быть может, выгоднее будет оформление счета по более дорогому тарифу, но без соответствующих доплат и ограничений.
Полезно обратить внимание на то, входит ли в «тариф» стоимость оформления электронной подписи (хотя бы для отправки базовой отчетности, например, «нулевки», или декларации по УСН 6% предпринимателем). Многие банки предлагают такую ЭЦП владельцам расчетных счетов бесплатно (как и дают им доступ к программам или онлайн-сервисам для отправки отчетности с помощью нее).
4. Предоставление в пользование ИП инструментария:
- для ведения бухгалтерии;
- для автоматической подготовки форм отчетности;
- для анализа выручки, прибыли.
Большинство современных банков соответствующий инструментарий пользователям РКО предоставляют, но в случае с каждым интересующим банком надо убеждаться в этом заранее. Как и сравнивать варианты по сочетанию указанных инструментов в предложениях от разных кредитных организаций.
Читайте также: Можно ли открывать несколько расчетных счетов
Документы для открытия счета ИП
В самом общем случае банк для открытия счета для ИП запросит (п. 4.7 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И):
- паспорт или иной разрешенный документ, удостоверяющий личность предпринимателя;
- карточку с образцами подписей (формируемую в соответствии с п. 7.10 Инструкции);
- документы, подтверждающие правомочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение счетом (на практике — доверенности, заявления по форме банка о количестве подписей доверенных лиц);
- лицензии или патенты, которые ИП нужны для ведения деятельности.
От иностранцев в статусе ИП обычно требуется предоставить РВП или вид на жительство. Общераспространено включение в комплект документов на открытие счета ИП вопросников по форме банка: там предприниматель отражает краткие сведения о своем бизнесе, интересные банку.
Вместо карточки может использоваться альбом образцов подписей по форме, предложенной банком (п. 1.12 Инструкции).
Далее остается единственное, что нужно, чтобы открыть расчетный счет ИП , – это осуществить непосредственное взаимодействие с банком.
Читайте также: Могут ли самозанятые открыть расчетный счет
Оформление счета ИП: работа с банком
Предприниматель, подготовив документы, должен подать в интересующий банк заявку на открытие счета. Это можно сделать двумя способами – онлайн или через офис кредитной организации. Заключать договор на РКО банк сразу не будет: ему понадобится время на проверку ИП силами собственной службы безопасности. Поэтому, чтобы не посещать банк зря в «офлайне», лучше подать заявку на его сайте. Документы в этом случае подгружаются в виде скана. Может подойти их фотография со смартфона: надо позвонить в сам банк и уточнить, подойдет ли такой вариант.
После рассмотрения заявки позвонит менеджер из банка и предложит, если проверка будет успешной, варианты подписания договора. В общем случае предполагается непосредственный визит ИП в банк с собранным комплектом документов. Есть альтернатива – актуальная в ситуации с коронавирусом, когда заявление на открытие счета подается дистанционно, а потом к заявителю приезжает представитель банка. Есть кредитные организации, по умолчанию работающие «дистанционно», как Тинькофф-банк.
В офисе или при представителе банка, который приехал к клиенту, подписывается договор на РКО. Возможно также, что и на оформление электронной подписи, если это предусмотрено договором и тарифом, а также на пользование системами электронного документооборота. Оговаривается порядок передачи ИП ключа ЭЦП для доступа в «Личный кабинет», если он размещен на «токене»: с помощью него осуществляется авторизация в веб-формах, через которые будут проводиться расчетно-кассовые операции. Общераспространена авторизация через SMS, при которой «токен» не используется, но многие современные ИП предпочитают более технологичные схемы защиты доступа к счетам.
Как правило, в течение 1-2 дней после подписания договора (банку может понадобиться немного времени на окончательную проверку документов) расчетным счетом можно пользоваться.
Читайте также: Как заполнять платежное поручение по налогам в 2021 году