Что включает в себя учетная политика?

Вчера
0
Учетная политика – важный внутренний документ предприятия, в котором прописаны основные правила и методы ведения бухгалтерского и налогового учета. Что же включает в себя учетная политика? В этом акте содержится подробная информация о рабочем плане счетов фирмы, формах регистров и организации документооборота, избранных способах учета и списания тех или иных ценностей, признании доходов и расходов и т. д.
Пояснения эксперта:

Итак, учетная политика – документ, в котором подробно оговорен порядок учета налоговых и бухгалтерских операций.

Регламентируют его содержание и применение следующие нормы законодательства:

  • НК РФ (в частности, 313 и 314 статьи);
  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
  • закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Утверждение учетной политики – обязанность каждого субъекта хозяйствования вне зависимости от его масштабов, оборотов, численности штата и других критериев. Форма организации имеет определенное значение: ИП вправе не оформлять учетную политику для целей бухгалтерского учета, но акт по налоговому учету они разработать обязаны.

Учетная политика должна быть утверждена в течение трех месяцев с момента регистрации фирмы. Ее отсутствие может быть выявлено при проверке ИФНС.

Что же отражается в учетной политике?

В первую очередь нужно отметить, что обычно УП содержит два больших раздела по разным видам учета – бухгалтерскому и налоговому. Иногда для каждого из них составляется отдельный документ, но чаще вся информация объединена в одном акте.

Учетная политика для бухгалтерского учета обычно содержит следующие разделы:

  • форма ведения учета – специализированная программа, таблицы Excel, на бумаге;
  • рабочий план счетов конкретно для данной организации (счета, которые используются чаще всего);
  • формы первичной документации – типовые бланки или разработанные на предприятии регистры (во втором случае их образцы демонстрируются в приложении);
  • форма бухотчетности – упрощенная либо полная;
  • учет основных средств – лимит первоначальной стоимости, способы амортизации, способ учета расходов на ремонт;
  • учет ТМЦ – методы бухгалтерского учета ТМЦ;
  • инвентаризация – порядок, сроки и этапы проведений проверок;
  • учет резервов – правила их формирования и расходования;
  • учет доходов и расходов – методы признания доходов и расходов;
  • уровень существенности – информация о том, что является существенным нарушением учетных процедур.

Учетная политика для целей налогового учета выглядит несколько иначе и включает такие разделы:

  • источники информации для налогового учета – стандартизированные регистры и (или) формы, разработанные в компании самостоятельно;
  • метод признания доходов и расходов (если для данного юрлица или ИП возможен выбор);
  • прямые расходы – что для данного субъекта хозяйствования относится к прямым расходам;
  • налоговые платежи по налогу на прибыль – способ уплаты авансовых платежей (ежеквартальные, ежемесячные, исходя из фактических данных по прибыли);
  • учет материалов при списании – выбор конкретного метода из возможных (ФИФО, по себестоимости единицы, по средней себестоимости);
  • НДС – при наличии операций, не облагаемых НДС, необходимо оговорить ведение по ним отдельного учета.

Как сформировать учетную политику для целей налогообложения, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Важный момент: положения учетной политики не должны противоречить нормам бухгалтерского и налогового законодательства.

Форма и структура учетной политики законами строго не регламентирована. Важно подробно расписать каждый момент. Правильный выбор методов и способов учета не только значительно упрощает работу бухгалтерии, но и помогает экономить на налогах.

Разрабатывает учетную политику обычно главный бухгалтер или другой сотрудник бухгалтерии. Затем документ визирует руководитель. Кроме того, обязательно издается приказ об утверждении учетной политики.

Итак, что же отражается в учетной политике? В этом документе подробно расписываются правила и методы ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии: рабочий план счетов, особенности документооборота, избранные варианты учета и списания ценностей, способы и порядок проведения инвентаризаций и т. д.

Оставить комментарий