Нормативное регулирование вывоза мусора в СНТ
Законодательство, регулирующее вывоз мусора в СНТ:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – закон № 89-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…» (далее – Постановление Правительства РФ № 1156);
- Постановление Правительства РФ от 26.08.2023 № 1390 «О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов…»;
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;
- Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд...», в части определения полномочий органов управления товарищества при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями;
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг...», в части, касающейся порядка перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО при временном отсутствии потребителей;
- нормативные акты субъектов РФ, регулирующие вопросы обращения с мусорными отходами.
Кто оказывает услуги по вывозу мусора в СНТ в 2025
С 2019 года услуги по обращению с ТКО для всех отходообразователей оказывают региональные операторы.
Региональный оператор – это лицензированная организация, в обязанности которой входит полный цикл обращения с твердыми бытовыми отходами на территории региона:
- накопление;
- сбор;
- перевозка;
- обработка;
- утилизация и (или) обезвреживание и захоронение.
Каждый субъект РФ самостоятельно выбирает и заключает соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО, а также утверждает единый тариф на его услуги. В субъекте РФ может быть один региональный оператор по обращению с ТКО, а может быть несколько (п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах).
По состоянию на сентябрь 2025 года, система региональных операторов действует на всей территории Российской Федерации. Обязанность заключать договор на вывоз ТКО именно с региональным оператором является всеобщей и безальтернативной. Ранее заключенные договоры со сторонними организациями прекратили свое действие, и их продление невозможно.
Рекомендуем полезный материал от «КонсультантПлюс» о том, кто является собственником отходов. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Статья по теме: Кто должен ремонтировать дороги в СНТ Ремонт дорог в СНТ – кто должен делать и за чей счет? Однозначного ответа дать нельзя, т.к. российское гражданское право полагает: любое имущество обязан содержать и ремонтировать собственник. Дорога – это тоже имущество. Поэтому, чтобы выяснить, то должен оплатить и организовать ремонт дороги, надо установить ее собственника. ПодробнееВиды мусора в СНТ
Основные виды мусора, которые образуются на дачных участках в садоводческих товариществах, условно можно разделить на группы:
- твердые коммунальные отходы (ТКО), включая отходы от текущего ремонта жилых помещений;
- крупногабаритные отходы (КГО), являющиеся частью ТКО;
- отходы от капитального ремонта и строительства (строительный мусор);
- прочие специфические отходы (опасные, растительные и т.д.).
Твердые коммунальные отходы
Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, которые образуются в жилых помещениях, а также товары, утратившие потребительские свойства в процессе использования. Иными словами, это бытовой мусор. Что относится к бытовому мусору в СНТ: бумага, стекло, пластиковые бутылки, пищевые отходы и пр. отходы.
Важно понимать, что в состав ТКО также входят отходы, образующиеся в процессе текущего ремонта жилых помещений. К ним относятся, например, старые обои, линолеум, оконные рамы и двери, сантехника, гипсокартон и прочие аналогичные отходы.
ТКО – это зона ответственности региональных операторов. Их вывоз уже включен в установленный тариф на услугу по обращению с ТКО.
Крупногабаритные отходы
Крупногабаритные отходы (КГО) – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для бытового мусора (п. 2 Правил № 1156). В ГОСТ Р 56195-2014 дано более конкретное определение КГО: это такие предметы, которые утратили свои потребительские свойства и размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину и длину.
Крупногабаритные отходы входят в состав ТКО, поэтому за их вывоз отвечает региональный оператор. Плата за вывоз КГО уже включена в единый тариф на услугу по обращению с ТКО и не требует отдельной оплаты.
Складирование КГО для вывоза, согласно п. 11 Правил № 1156, допускается в бункерах, установленных на контейнерных площадках, или на специально отведённых для этого местах. Вывоз крупногабаритного мусора в СНТ прописывается в договоре с региональным оператором.
Таким образом, регоператор обязан транспортировать КГО, если:
- отходы отвечают критериям КГО (например, это старый диван, а не мешки с битым кирпичом от сноса стены);
- отходы размещены в контейнерах, бункерах или на специально оборудованной площадке;
- площадка внесена в договор и в реестр согласно региональной схеме обращения с отходами.
Если в СНТ не предусмотрена специальная площадка (бункер) для КГО или их вывоз не осуществляется по регулярному графику, он производится по заявкам. Для этого правление СНТ должно подать заявку региональному оператору для согласования даты вывоза.
Важно понимать, что это организационный момент для уже оплаченной услуги, а не заказ дополнительной платной услуги.
Строительный мусор
Строительный мусор – это отходы, образующиеся при сносе, реконструкции или капитальном ремонте зданий и сооружений. К ним относятся, например, битый кирпич, обломки стен и фундамента, бетон, балки, кровельные материалы, то есть всё, что связано с изменением конструктива здания.
Принципиально важно не путать его с отходами от текущего (косметического) ремонта, которые, как было указано выше, входят в состав ТКО. Замена окон, дверей, сантехники, поклейка обоев, укладка линолеума или плитки — отходы от этих работ должен вывозить региональный оператор.
Обратите внимание! Для точной классификации применяют Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. В данном документе отходы от строительства и сноса зданий выделены в отдельную группу (код 8 00 000 00 00 0).
Строительный мусор не относится к ТКО и не входит в зону ответственности исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО. Контейнеры на мусорной площадке не рассчитаны на хранение остатков стен, окон, большого количества плитки и бетона. Складирование таких отходов в контейнеры для ТКО или на площадку для КГО категорически запрещено.
Вывоз строительного мусора производится собственником отходов по отдельному договору с регоператором или иной специализированной компанией и оплачивается сверх тарифа на ТКО.
Иные виды мусора
В процессе жизнедеятельности на садовом участке образуются и другие отходы, которые не относятся к ТКО, и региональный оператор не обязан вывозить их в рамках единого тарифа.
- Опасные отходы.
В контейнерах для бытового мусора категорически запрещается складировать:
- осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть;
- батареи и аккумуляторы;
- медицинские отходы;
- автомобильные покрышки;
- иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО (п. 14 Постановления Правительства РФ № 1156).
Для их утилизации необходимо использовать специальные пункты приема или экобоксы, если таковые установлены в вашем муниципальном образовании.
- Растительные отходы.
К ТКО также не относятся отходы, образовавшиеся в результате ухода за зелеными насаждениями: спилы деревьев, ветки, скошенная трава, листва, ботва. Согласно разъяснениям Минприроды России и сложившейся судебной практике, такие отходы образуются вне жилых помещений и не связаны с удовлетворением бытовых нужд, а потому не входят в зону ответственности регоператора.
- Отходы животноводства.
Продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и птицы также не являются ТКО.
Ответственность за правильную утилизацию всех перечисленных выше отходов несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с организациями, обладающими соответствующей лицензией, по нерегулируемой цене.
Что касается органических растительных отходов, то они могут утилизироваться путем компостирования на садовых земельных участках при условии соблюдения санитарных и противопожарных норм.
Статья по теме: ВС разъяснил, когда владелец земельного участка не должен платить за вывоз ТКО Владелец земельного участка, на котором нет жилых строений. Так решил Верховный Суд. ПодробнееКак организовать вывоз мусора в СНТ
Обязанность по организации обращения с ТКО лежит на собственниках отходов. В садоводческих товариществах это может быть реализовано двумя основными способами, решение о выборе которого принимается на общем собрании членов СНТ:
- Централизованный договор, заключаемый СНТ как юридическим лицом. Это наиболее распространенный вариант, при котором товарищество выступает единым заказчиком услуг.
- Прямые индивидуальные договоры, заключаемые каждым собственником земельного участка напрямую с региональным оператором. В этом случае СНТ не является стороной в договоре и не несет ответственности за сбор платежей.
Если общим собранием выбран централизованный способ, то для организации вывоза мусора правлению СНТ следует:
- Принять решение об обустройстве места накопления отходов: подготовить мусорную площадку и определиться с необходимостью установки контейнеров.
Обратите внимание! Региональный оператор вправе предоставлять услуги по вывозу мусора, в том числе и в случае отсутствия у СНТ стационарной контейнерной площадки (так называемый «позвонковый» или бестарный сбор). В этом случае сбор мусора будет осуществляться в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, в строго определенное время и в определенном месте.
- Согласовать месторасположение площадки с местной администрацией и внести информацию о ней в реестр мест накопления отходов.
- Заключить единый договор с Региональным оператором от имени СНТ.
Подготовка мусорной площадки в СНТ
Оборудовать площадку должен собственник земельного участка. То есть, если земли общего назначения в СНТ является собственностью садового товарищества как юрлица, то обустраивать площадку необходимо собственными силами. Если земля принадлежит муниципалитету, работы по оборудованию мусорной площадки должна взять на себя местная администрация.
Порядок создания площадок для сбора мусора, в том числе согласование и внесение в реестр, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра».
Содержание контейнерных площадок должно отвечать требованиям, установленным в СанПиН 2.1.3684-21.
Важно четко разграничивать зоны ответственности за содержание площадки, так как она является совместной:
- Ответственность СНТ (как собственника площадки):
- Поддержание в исправном состоянии самой конструкции: ограждения, навеса (при наличии), твердого покрытия.
- Обеспечение свободного подъезда для мусоровозов.
- Уборка территории площадки от мусора, находящегося за пределами контейнеров (за исключением того, что рассыпался при погрузке).
- Информирование жителей о правилах пользования площадкой, месте складирования КГО, графике вывоза и недопустимости складирования строительных и опасных отходов.
- Ответственность регионального оператора:
- Содержание в чистоте самих контейнеров и бункеров.
- Уборка мусора, просыпавшегося в процессе погрузки отходов в мусоровоз.
Площадка для мусора в СНТ: нормативы
При устройстве и оборудовании мусорных площадок в СНТ ориентироваться как общими градостроительными нормами, так и санитарными правилами. Ключевыми документами являются:
- Свод правил СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства...»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающие гигиенические нормативы к содержанию территорий.
Площадки для накопления ТКО и специальные площадки для крупногабаритных отходов должны иметь подъездной путь и твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для обеспечения беспрепятственного ската контейнеров и отведения талых и дождевых сточных вод. Также контейнерная площадка должна иметь глухое ограждение с 3-х сторон высотой не менее 1,5 метров, чтобы не допускать распространения отходов за её пределы.
Согласно требованиям СанПиН, площадки накопления ТКО должны размещаться на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от границ садовых земельных участков и зон отдыха. В исключительных случаях, по решению органа местного самоуправления после рассмотрения специальной заявки, это расстояние может быть изменено.
Согласование и регистрация мусорной площадки
Данная процедура является обязательной. Площадка, не согласованная с администрацией и не внесенная в официальный реестр, считается незаконной, и региональный оператор вправе отказаться вывозить с нее отходы.
Выбор места размещения контейнерной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления (ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ).
Поэтому, после того как место для площадки выбрано внутри СНТ с учетом всех санитарных и градостроительных норм, его необходимо согласовать с органом местного самоуправления (п. 4 Постановления Правительства РФ № 1039). Для этого СНТ подает письменную заявку по форме, установленной уполномоченным органом. На рассмотрение заявки отводится 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления отходов. Решение направляется заявителю в письменной форме.
После получения положительного заключения фактического обустройства площадки ее необходимо занести в реестр мест накопления отходов. Для этого опять надо обратиться в администрацию муниципального образования, на территории которого находится СНТ.
Собственник площадки должен подать в уполномоченный орган заявление на внесение площадки в реестр по установленной форме. Заявка должна быть подана не позднее чем через 3 дня после того, как началось использование площадки по назначению (п. 21 Постановления Правительства РФ № 1039).
Результатом может стать включение в реестр площадок либо отказ. Наиболее вероятные причины отказа – отсутствие согласования на создание площадки или несоответствие построенного объекта согласованному проекту. На устранение нарушений и повторную подачу заявления отведено 30 рабочих дней.
В реестре по каждой площадке содержатся следующие сведения:
- местоположение площадки;
- технические характеристики;
- информация о собственнике;
- источник образования ТКО.
Установка контейнеров для мусора в СНТ
Необходимое количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется СНТ самостоятельно, исходя из практических потребностей и установленных норм. Расчеты производит правление, а решение о приобретении контейнеров в собственность, как правило, утверждается общим собранием членов товарищества.
При расчете числа контейнеров важно учитывать:
- Количество садовых участков. Чем выше численность пользователей, тем больше нужно контейнеров.
- Нормативы накопления отходов для данного объекта. Чем выше норма, тем больше должно быть контейнеров.
- Вместимость баков, которые планируется ставить. Зависимость обратно пропорциональная: чем больше объем, тем меньше баков потребуется.
- Частота вывоза ТКО. Чем реже вывозятся отходы, тем больше должно быть емкостей.
Расчетный объем контейнеров и бункеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период их наибольшего образования.
Стандартная вместимость мусоросборных контейнеров составляет от 770 до 1100 литров. Но оборудовать контейнерные площадки можно баками других объемов, если это не создаст затруднений для вывоза ТКО региональным оператором.
Принципиальным моментом является вопрос принадлежности контейнеров. Существует два варианта:
- СНТ приобретает контейнеры в собственность.
- Региональный оператор предоставляет контейнеры в аренду, что обязательно должно быть отражено в договоре.
Перед покупкой или согласованием аренды крайне важно уточнить у регионального оператора, с какими типами и объемами контейнеров работает его техника, чтобы избежать проблем с вывозом.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (п. 6 СанПиН 2.1.3684-21).
Договор на вывоз мусора в СНТ в 2025
После того как мусорная площадка полностью оборудована в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими нормами и согласована с местной администрацией, можно заключать договор с региональным оператором о вывозе мусора из СНТ.
На общем собрании членов СНТ необходимо утвердить основные параметры для договора, в первую очередь — график вывоза отходов. Важно понимать: даже если СНТ используется преимущественно в дачный сезон, при расчете платы по нормативу начисления, как правило, производятся круглогодично (годовой норматив делится на 12 месяцев).
Сезонность может быть учтена в договоре путем установления разной периодичности вывоза мусора: например, несколько раз в неделю летом и один раз в месяц (или по заявке) зимой. Возможность полного прекращения начислений на зимний период законодательством не предусмотрена, однако собственники могут воспользоваться правом на перерасчет за период временного отсутствия в индивидуальном порядке.
Договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО имеет типовую форму, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Важно отметить, что такой договор является публичным, и региональный оператор размещает его на своем официальном сайте. Заключение договора происходит путем подачи заявки и документов со стороны СНТ.
Данный документ включает в себя следующие разделы:
- Предмет договора (вывоз ТКО, в том числе КГО).
- Сроки и порядок оплаты по договору.
- Права и обязанности сторон.
- Порядок осуществления учета объема и (или) массы отходов.
- Порядок фиксации нарушений по договору.
- Ответственность сторон.
- Обстоятельства непреодолимой силы.
- Действие договора.
- Прочие условия.
Стороны вправе дополнить типовую форму собственными положениями, если они не противоречат закону. Однако на практике возможности СНТ по внесению изменений в типовой договор ограничены, так как он является договором присоединения.
Обратите внимание! Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО. С момента начала деятельности регионального оператора услуга считается оказываемой всем собственникам отходов в его зоне деятельности, и он вправе начислять плату и взыскивать ее в судебном порядке независимо от наличия подписанного договора.
Порядок заключения договора на вывоз мусора в СНТ
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо путем обмена документами. Также договор считается заключенным, если потребитель совершил конклюдентные действия, свидетельствующие о его согласии с публичной офертой регионального оператора..
Для заключения договора необходимо направить в адрес регионального оператора заявку и предоставить информацию, необходимую для заключения договора. Сведения и документы, которые необходимы для заключения договора, перечислены в п. 8.6, п. 8.7 Постановления Правительства РФ № 1156.
Единой формы заявки на заключение договора о вывозе мусора нет, она составляется в свободной форме или по форме, предложенной регоператором.
Важно! Решение о заключении договора с региональным оператором, а также об утверждении его существенных условий (например, о выборе способа коммерческого учета отходов) относится к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ. Правление товарищества и его председатель действуют на основании этого решения. Председатель подписывает договор, реализуя волю коллективного органа управления.
Заявка СНТ и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
Подробнее о заключении договора об оказании услуг с бытовыми отходами с регоператором читайте в «КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Сколько стоит вывоз мусора в СНТ
Плата за услугу по обращению с ТКО для СНТ складывается из двух основных компонентов: единого тарифа, утвержденного для регионального оператора, и объема отходов, определенного одним из установленных законом способов. Важно понимать, что в этот тариф уже включен вывоз всех видов ТКО, включая крупногабаритные отходы (старая мебель, техника) и отходы от текущего ремонта.
Для каждого регионального оператора уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ устанавливает свой предельный тариф за обращение с ТКО. Правила определения размера тарифа установлены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Способ коммерческого учета отходов, который напрямую влияет на итоговую сумму, определяется в договоре, однако возможность выбора того или иного способа часто зависит от нормативных актов, принятых в конкретном субъекте РФ.
Способы учета отходов в СНТ
С 1 сентября 2024 года правила коммерческого учета ТКО регулируются исключительно Постановлением Правительства РФ от 24.05.2024 № 671. Прежнее Постановление № 505 полностью утратило силу.
Ключевое изменение заключается в том, что выбор способа расчетов больше не является свободным соглашением между СНТ и региональным оператором. Теперь именно власти субъекта РФ определяют, какие из доступных методов коммерческого учета применяются на их территории, и могут устанавливать единый обязательный метод для определенных категорий потребителей, включая СНТ.
Постановление № 671 предусматривает следующие основные способы учета:
- Расчет по нормативу накопления ТКО. Это базовый метод, при котором плата рассчитывается исходя из нормативов, установленных в регионе (например, на один садовый участок или на квадратный метр жилого дома). Начисления при этом, как правило, производятся круглогодично.
- Расчет исходя из количества и объема контейнеров. Плата определяется на основе количества и объема установленных на площадке контейнеров и согласованной в договоре периодичности их вывоза. Этот метод может быть применен только в тех регионах, где власти предусмотрели такую возможность для СНТ.
- Расчет по фактической массе отходов. Предусматривает взвешивание мусора при помощи специального оборудования. Для СНТ этот способ на практике почти не применяется из-за технической сложности и затрат.
Таким образом, СНТ может перейти на расчет по контейнерам только в том случае, если такая опция прямо разрешена нормативным актом данного субъекта РФ.
Во многих регионах для садоводческих товариществ в безальтернативном порядке установлен именно расчет по нормативу.
Вывоз мусора в СНТ – законодательство Московской области
Тарифы на услуги регоператоров
В Московской области услуги по вывозу мусора оказывают несколько региональных операторов. Тарифы на их услуги устанавливаются ежегодно, поэтому указанное в исходном тексте Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 № 205-Р давно утратило силу. Актуальные тарифы на 2025 год необходимо уточнять на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области, а также на сайтах самих региональных операторов.
Нормативы накопления мусора
Нормативы накопления ТКО также периодически пересматриваются. Распоряжение МинЖКХ Московской области от 20.09.2021 № 431-РВ, вероятнее всего, было обновлено. Для получения точных и действующих в 2025 году данных о нормативах накопления для СНТ следует обращаться к последней редакции соответствующего распоряжения, опубликованной на официальном портале Правительства Московской области.
Обязательный метод расчетов для СНТ
Обратите внимание! Московская область стала одним из первых субъектов РФ, воспользовавшихся правом, предоставленным Постановлением Правительства № 671, и установила для СНТ единый и безальтернативный способ расчета.
В соответствии с Постановлением Правительства МО от 15.04.2024 № 348-ПП, все садовые товарищества Подмосковья обязаны осуществлять оплату вывоза мусора строго по нормативу. Возможность выбора расчета по количеству контейнеров для СНТ в данном регионе упразднена. Это также означает, что мусорные отходы из подмосковных СНТ вывозятся по утвержденному регоператором графику, а не по заявкам.
Примеры расчета оплаты вывоза мусора из СНТ
Важно: Приведенные ниже расчеты используют условные цифры для демонстрации самой механики. Актуальные тарифы и нормативы на 2025 год необходимо уточнять в нормативных актах вашего региона и на сайте вашего регионального оператора.
Пример 1. Вывоз мусора из СНТ в Московской области (расчет по нормативу).
Садовое товарищество расположено в Наро-Фоминском районе Московской области.
В Московской области данный способ расчета является обязательным для СНТ, поэтому он не является предметом договоренности сторон, а применяется в силу закона.
От норматива и количества участков в СНТ зависит размер ежемесячного платежа.
Примем для расчета условные данные:
Тариф оператора, руб./куб.м |
Норматив накопления ТКО, куб.м/участок в год |
Плата за 1 участок в год, руб. |
Плата за 1 участок в месяц, руб. |
Количество участков |
Размер годовой платы в СНТ, руб. |
Размер ежемесячной платы в СНТ, руб. |
1 250,00 |
1,50 |
1875,00 |
156,25 |
500 |
937 500 |
78 125,00 |
При оплате по нормативу вывоз оплачивается ежемесячно равными долями.
Вывоз крупногабаритного мусора при нормативе отдельно не оплачивается, его объём уже включён в норматив.
Пример 2. Садовое товарищество находится в регионе, где разрешен расчет по контейнерам.
Этот пример иллюстрирует расчет исходя из количества и объема контейнеров, который возможен только в тех субъектах РФ, где это прямо разрешено местным законодательством для СНТ. В договоре прописана оплата по факту: сколько контейнеров мусора наполнили, столько и оплатили. В СНТ 5 контейнеров.
Примем для расчета условные данные:
Тариф оператора, руб./куб.м |
Объем контейнера, куб. м |
Плата за вывоз 1 контейнера, руб. |
Количество контейнеров, ед. |
Стоимость одного вывоза всех контейнеров, руб. |
550,00 |
1,1 |
605,00 |
5 |
3 025,00 |
Периодичность вывоза (например, 1 раз в неделю) фиксируется в договоре и является основой для ежемесячного расчета, а не определяется председателем по ситуации. При графике «вывоз 1 раз в неделю» стоимость услуги для СНT в месяц (примем 4 недели в месяце) составит: 3 025,00 руб. х 4 = 12 100,00 руб
Критически важно: вывоз крупногабаритных отходов (КГО) также уже включен в тариф и не подлежит отдельной оплате, даже при расчете по контейнерам. Для вывоза КГО формируется отдельный график или он осуществляется по заявке в рамках общей суммы договора.
Оплата производится в соответствии с условиями договора.
Если в зимний период вывоз не предусмотрен графиком, начисления за него не производятся, однако это не означает автоматического прекращения действия договора.
Как формируется график вывоза мусора
При подаче документов на заключение договора потребитель указывает желаемую периодичность вывоза ТКО, основываясь на решении общего собрания и фактической потребности товарищества (например, чаще летом и реже зимой).
Однако финальный график вывоза является результатом согласования позиций СНТ и регионального оператора и должен соответствовать обязательным требованиям законодательства.
Нормами СанПиН установлена минимально допустимая периодичность оказания коммунальной услуги по вывозу ТКО, нарушение которой приведет к ответственности регионального оператора.
Следовательно, если периодичность, которую указал потребитель, реже, чем установлено санитарными правилами, региональный оператор вправе отказать в ее согласовании и будет осуществлять вывоз с частотой, соответствующей требованиям СанПиН.
При этом:
- Если учет объема ТКО осуществляется по нормативу, учащение вывоза по инициативе регоператора (для соблюдения СанПиН) не повлияет на размер платы для СНТ, так как он зафиксирован на основе норматива.
- Если учет объема ТКО осуществляется по количеству контейнеров, то итоговая стоимость услуги напрямую зависит от количества вывозов. В этом случае СНТ обязано согласовать с регоператором такой график, который, с одной стороны, не нарушит СанПиН, а с другой — будет экономически приемлемым для товарищества. Региональный оператор не может в одностороннем порядке увеличить количество вывозов сверх согласованного в договоре и требовать за это дополнительную плату, если СНТ со своей стороны не допускает переполнения контейнеров и нарушения санитарных норм.
Норматив вывоза мусора в СНТ
В данном контексте под нормативом понимается не объем накопления отходов, а установленная законом минимальная периодичность их вывоза, которую обязан соблюдать региональный оператор.
Периодичность вывоза региональным оператором ТКО с мест их накопления должна устанавливаться с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением гл. санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
Сроки вывоза ТКО с контейнерных площадок зависят от среднесуточной температуры воздуха в течение 3-х суток (п.11 СанПиН 2.1.3684-21):
- при +5°C и выше – вывоз должен производиться ежедневно (допускается не более одних суток накопления);
- при +4°C и ниже – не реже одного раза в трое суток (допускается не более трёх суток накопления).
Также согласно СанПин 2.1.3684-21, регоператор должен соблюдать порядок и сроки вывоза КГО: по мере их накопления, но не реже одного раза в 10 суток при температуре наружного воздуха +4°C и ниже, а при температуре +5°C и выше – не реже одного раза в неделю.
Если регоператор систематически нарушает периодичность вывоза мусора, СНТ следует зафиксировать эти факты (фото, видеофиксация переполненных контейнеров с датой) и направить официальную претензию региональному оператору с требованием произвести перерасчет.
Если реакции не последует, следует обратиться в надзорные органы: в первую очередь в Роспотребнадзор (по факту нарушения санитарных норм) и в прокуратуру.
Кроме того, нарушение срока хранения ТКО влечёт административное наказание по ст. 6.35 КоАП РФ. Штраф за мусор в СНТ:
- для должностных лиц – от 30 000 руб. до 40 000 руб.,
- для юрлиц – от 250 000 руб. до 350 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Штрафы налагаются на виновное лицо, которым в данном случае является региональный оператор.
Сжигание мусора на участке
Следует рассмотреть самый опасный и строго регламентированный способ утилизации отходов на участке – их сжигание.
Важно понимать: речь может идти исключительно о сжигании растительных отходов (опавшая листва, сухая трава, ветки). Сжигание бытового мусора, пластика, строительных отходов категорически запрещено и является нарушением природоохранного законодательства.
Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, жестко ограничили такую возможность.
Все требования, предъявляемые к местам сжигания мусора и отходов на дачных участках, прописаны в приложении № 4 к Постановлению № 1479. Они различаются в зависимости от способа сжигания:
- Использование открытого огня (яма, котлован, ров):
- Глубина ямы должна быть не менее 30 см, а диаметр — не более 1 метра.
- Место разведения огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайших построек, 100 метров от хвойного леса и 30 метров от лиственного леса.
- Территория вокруг места сжигания в радиусе 10 метров должна быть очищена от сухих веток, листвы и других горючих материалов.
- Использование специальной негорючей емкости (например, металлической бочки объемом не более 1 куб. метра):
- Емкость должна располагаться на расстоянии не менее 25 метров от ближайших построек, 50 метров от хвойного леса и 15 метров от лиственного леса.
- Территория вокруг емкости в радиусе 2 метров также должна быть очищена от горючих материалов.
Общие обязательные требования для обоих способов:
- Лицо, осуществляющее сжигание, должно постоянно контролировать процесс и не покидать место до полного прекращения горения.
- Рядом с местом для разведения огня нужно иметь средства первичного пожаротушения: воду, лопату, песок.
- Чтобы в любой момент огонь можно было локализовать, рядом с ямой или емкостью нужно держать металлический лист, которым можно накрыть источник огня.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) наступает даже в том случае, если пожар не произошел, и влечет за собой предупреждение или наложение штрафа. В условиях особого противопожарного режима размеры штрафов значительно увеличиваются.
В случаях, когда из-за такого нарушения случился пожар, произошло уничтожение или повреждение чужого имущества, был нанесен вред здоровью человека и т.д., ответственность может стать уголовной (ст. 219 и 109 УК РФ).
Ответственность за нарушения обращения с ТКО
На территории садоводства и за ее пределами запрещено организовывать свалки отходов. Ответственность за нарушения несут как отдельные собственники участков, так и садоводческое товарищество как юридическое лицо и его должностные лица (председатель, члены правления). В зависимости от характера нарушения, они могут быть привлечены к ответственности:
- За несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при накоплении, сборе и временном хранении отходов (например, за антисанитарное состояние контейнерной площадки) — по статье 6.35 КоАП РФ;
- За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, что включает в себя организацию несанкционированных свалок, сброс мусора в лесах, оврагах или на землях общего пользования, — по статье 8.2 КоАП РФ.
Размеры штрафов по данным статьям весьма значительны, особенно для юридических лиц, поэтому соблюдение установленного порядка обращения с ТКО является не только экологической, но и экономической необходимостью для каждого СНТ.
***
Таким образом, на настоящий момент порядок складирования и вывоза мусора в СНТ определен не только нормативно-правовой базой, но и в значительной степени определяется заключаемым договором, условия которого могут быть сформулированы сторонами с учетом положений действующего законодательства РФ.