Возврат товара в интернет-магазин

12.02.2021
0
Команда СП

Покупая товар в интернет-магазине, покупатель не имеет возможности полноценно его изучить – приходится ориентироваться на сухие технические характеристики, фотографии, размещенные продавцом, и отзывы других покупателей. Поэтому и порядок оформления возврата таких товаров несколько отличается от порядка, установленного для обычных покупок в привычных магазинах.

Возврат товара в интернет-магазин: основания и правила

Продажа товара через интернет – это дистанционная торговля, правила осуществления которой определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.

Возврат некачественного товара, приобретенного дистанционным способом, осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 18 – 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (п. 5 ст. 26.1 Закона № 2300-1).

Возврат качественного товара имеет свои особенности – о них расскажем подробнее.

Прежде всего, отличается срок возврата товара в интернет-магазин. В соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1, покупатель может отказаться от товара, заказанного через интернет:

  • в любое время с момента оформления заказа до его фактической передачи;
  • в течение 7 дней с момента получения товара (без объяснения причин);
  • в течение 3 месяцев с момента получения товара, если при покупке покупателю не предоставили письменную информацию о порядке и сроках его возврата.

Обязательными условиями для того, чтобы оформить возврат товара надлежащего качества в интернет-магазин, являются:

  • сохранение товарного вида покупки и потребительских свойств;
  • отсутствие у товара свойств, которые не позволяют использовать его другим людям (так, не получится вернуть товар, который был сделан именно для вас – например, кожаное портмоне с вашей фамилией).

Наличие чека (или другого документа, подтверждающего факт покупки), является желательным, но не обязательным условием для того, чтобы оформить возврат товара в интернет-магазин. Закон не лишает покупателя права на использование других доказательств того, что товар был куплен у определенного продавца.

Так, почти все интернет-магазины открывают для пользователя личный кабинет, в котором хранятся не только его личные данные, но и история совершенных им покупок – эти сведения можно использовать для подтверждения покупки, которую покупатель хочет отменить.

Что изменилось в 2021 году

В 2021 году дистанционная торговля начала осуществляться по новым правилам, установленным Постановлением Правительства № 2463. Изменения следующие:

  • покупатели получили право на возврат технически сложных товаров (бытового назначения), ювелирных изделий из драгоценных металлов, камней, а также транспортных средств надлежащего качества, купленных дистанционно (п. 41, 45, 51 Правил);
  • если продавец не довел до покупателя информацию о том, каким способом он принимает претензии, покупатель может направить претензию любым удобным для него способом (п. 21 Правил);
  • продавец обязан указывать полную информацию о себе (наименование, ОГРН, адрес места нахождения, адрес электронной почты и/или номер телефона) на сайте интернет-магазина (п. 19 Правил).

Что можно возвращать, а что нет

Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный Постановлением Правительства № 2463, применяется и при дистанционной торговле (за исключением технически сложных товаров, ювелирных изделий и транспортных средств). В этот перечень входят:

  • лекарственные и другие препараты, предназначенные для лечения заболеваний в домашних условиях;
  • предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.);
  • парфюмерия и косметика;
  • изделия, цена на которые определяется за единицу длины (например, провода, ткани, линолеум и пр.);
  • белье, чулочно-носочные изделия;
  • изделия из полимеров, контактирующие с пищей;
  • мебельные гарнитуры, предназначенные для бытового использования;
  • бытовая химия;
  • гражданское оружие и патроны к нему;
  • непериодические печатные издания (книги, буклеты и т.д.)
  • животные и растения.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1, нельзя вернуть товары, изготовленные для конкретного человека и обладающие определенными индивидуальными характеристиками.

Возврат товара, купленного в интернет-магазине, и не входящего в этот перечень, допускается даже в том случае, если у покупателя нет претензий к их качеству.

Возврат товара через интернет-магазин: порядок действий

Чтобы вернуть в интернет-магазин товар надлежащего качества, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

1. Убедитесь, что товар можно вернуть.

2. Обратитесь к продавцу. Обычно правила возврата товара в интернет-магазин размещаются на сайте продавца в соответствующем разделе. В зависимости от политики продавца, подать заявление на возврат товара в интернет-магазин можно:

  • в пункте выдачи покупки;
  • через курьера;
  • по почте.

Согласно п. 3, 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1, в случае, если продавец не предоставляет сведений о том, как вернуть ему товар, вы можете любым удобным для вас способом оформить возврат товара в интернет-магазине. Образец заявления можно найти здесь.

3. Дождитесь, пока продавец вернет вам деньги. В соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1, деньги должны вернуться в течение 10 дней с момента обращения к продавцу с требованием о возврате стоимости товара.

Обратите внимание – продавец вправе вычесть из стоимости покупки сумму своих расходов на пересылку товара.

Если продавец отказывается принимать товар и возвращать деньги, или нарушает сроки возврата товара, купленного в интернет-магазине, придется обратиться в суд. Право выбора суда законодатель оставляет за покупателем (п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1). Подать иск можно в суд:

  • по месту нахождения ответчика;
  • по месту жительства (пребывания) истца;
  • по месту заключения договора купли-продажи. 
Оставить комментарий