Формы ведения бухгалтерского учета, принятые в компании, определяют порядок работы бухгалтерии при регистрации фактов хозяйственной деятельности и организации внутреннего документооборота. В зависимости от вида учета осуществляется детализация положений учетной политики. Классификация разновидностей учета привязана к типам пользователей отчетной информации и целям, для которых производится систематизация данных.
Виды бухгалтерского учета – классификация
В целом учет на предприятии можно разделить на следующие его разновидности:
- управленческий;
- финансовый;
- налоговый.
Управленческий учет нацелен на формирование аналитических данных только для внутренних пользователей. Его суть заключается в регулярном мониторинге финансовых потоков компании, исследовании структуры актива и пассива, отслеживании изменений всех показателей отчетности в динамике с привязкой внешним и внутренним факторам.
Виды бухучета, направленные на формирование собственной аналитической базы данных о деятельности фирмы и перспективах бизнеса, предусматривают одновременное использование методик статистического, математического анализа и экономического моделирования. Базой для проведения анализа затрат и доходов являются данные оборотных ведомостей, первичных документов и отчетности компании. Итоги управленческого учета необходимы для оптимизации производства и создания благоприятных условий для повышения его рентабельности.
Финансовый и налоговый виды бухгалтерского учета, в отличие от управленческого, формируют данные, не являющиеся объектами коммерческой тайны.
Предназначение финансового учета – представление внешним пользователям (участникам, акционерам, органам Росстата, кредитным организациям и т.п.) систематизированных сведений о финансовых результатах деятельности компании, о структуре активов и пассивов с привязкой к балансовым учетным счетам.
Налоговый учет ориентирован на своевременное и полное проведение расчетов предприятия по налоговым обязательствам. Эта система направлена на подготовку достоверных сведений о базах налогообложения по разным видам налогов и сборов, на формирование налоговой отчетности. Основой для построения системы учета является Налоговый кодекс РФ, согласно нормам которого, предприятие разрабатывает положение о собственной налоговой политике.
Формы бухгалтерского учета
Какими будут на предприятии правила документооборота и систематизации первичных учетных документов, зависит от выбранной формы организации бухучета. Вариант, который взят компанией за основу при регистрации фактов хозяйственной деятельности и подготовке отчетности, должен быть отражен в учетной политике фирмы. От этого выбора зависит набор обязательной для оформления документации.
Формы бухгалтерского учета делятся на следующие категории:
- мемориальная-ордерная разновидность;
- журнально-ордерная система учета;
- упрощенный способ ведения учета;
- автоматизированный учет.
Мемориально-ордерная форма организации учета на предприятии предполагает систематическое заполнение специальных регистров – мемориальных ордеров. В них заносятся данные по однотипным операциям с обязательным указанием сути осуществленных действий и суммы операции. Бухгалтерская проводка отражается через обозначение в ордере дебетового и кредитового оборота по конкретным счетам бухучета. Все созданные мемориальные ордера систематизируются в Главной книге в хронологическом порядке.
Для журнально-ордерной формы бухучета характерно совмещение данных синтетического и аналитического счетов в одном регистре. Записи также осуществляются в хронологическом порядке. Основу журнала-ордера составляют кредитовые обороты по одному счету. Для каждого счета заводится отдельный регистр. Бухгалтерская проводка отражается в ордере с указанием суммы операции в колонке с номером счета, который дебетуется. По окончании месяца результаты переносят в Главную книгу.
Упрощенные формы бухучета предназначены для применения довольно узким кругом субъектов хозяйствования. Этот способ организации системы учета регламентируется Законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Право на применение упрощенного типа учета предоставлено таким лицам:
- субъекты, относящиеся к категории малого бизнеса;
- некоммерческие организации (за исключением организаций, признанных иностранными агентами);
- участники проекта «Сколково» (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).
Недоступна упрощенная форма бухучета тем предприятиям, которые специализируются на кредитовании физических лиц, на юридическом консультировании. Под запретом этот вариант для адвокатов и нотариальных палат, политических объединений и кооперативов жилищного типа. Рекомендации по организации учета в упрощенном виде зафиксированы нормами приказа Минфина от 21.12.1998 г. № 64н. Отличительной чертой этой системы ведения учета является применение сокращенного рабочего плана счетов и заполнение упрощенной финансовой отчетности.
Для автоматизированной формы ведения бухучета свойственно применение специализированного программного обеспечения. Этот вариант доступен всем субъектам хозяйствования. В базу данных заносятся сведения из первичной документации, после чего программа самостоятельно производит обработку информации и ее систематизацию. Для корректного подведения итогов учета необходимо на подготовительном этапе настроить программные алгоритмы с учетом специфики работы компании. Такой подход позволяет минимизировать риски возникновения счетных ошибок и неправильного разнесения операции по счетам, сократить временные затраты на обработку данных.