Увольнение при ликвидации предприятия

26.07.2024
0
Увольнение при ликвидации предприятия проводится строго в соответствии с установленными законодательными требованиями. Какими правами в этой ситуации обладают работники компании? Каким образом оформляется расторжение трудовых договоров? В этом материале даем инструкцию по увольнению в связи с ликвидацией по ТК в 2022 году. Рассказываем, как правильно его оформить и какие выплаты полагаются работникам, освобождаемым от должности.

Увольнение в связи с ликвидацией предприятия - статья ТК РФ

Расторжение трудового договора в связи с ликвидацией юрлица предусмотрено ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С юридической точки зрения оно считается увольнением работника по инициативе работодателя.

Роструд в своем приказе от 13.05.2022 № 123 разъясняет, что это единственное основание, по которому трудовой договор расторгается абсолютно со всеми работниками предприятия, поскольку последнее фактически прекращает свое существование.

Увольняются также сотрудники:

  • филиалов;
  • представительств;
  • иных обособленных структурных подразделений.

ТК прямо не называет документальное основание для увольнения в связи с ликвидацией. На практике в его роли выступает решение о ликвидации юрлица, принятое его собственниками или арбитражнным судом (при банкротстве).

Ст. 81 ТК указывает, что трудовые договоры расторгаются и в том случае, если они были заключены с индивидуальным предпринимателем, который прекращает свою деятельность.

Увольнение в связи с ликвидацией организации - пошаговая инструкция

Итак, решение о ликвидации юрлица принято. Как рассчитать работников? На самом деле так же, как и в остальных случаях – вынесением приказа о расторжении трудового договора. Однако перед этим необходимо направить уведомления: в профсоюзный комитет и службу занятости, а также предупреждения сотрудникам компании, которые будут уволены.

Уведомление профсоюза о ликвидации организации

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 г. 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ликвидация организации с массовым увольнением работников может быть произведена только при условии уведомления соответствующего профсоюза.

Профсоюзную организацию необходимо уведомить не позднее, чем за 3 календарных месяца до фактической ликвидации и расторжения трудовых договоров.

Образец уведомления профсоюза о ликвидации предприятия

В настоящее время нормативными актами не установлена форма уведомления профсоюза, поэтому документ составляется в свободной форме. Чтобы не возникло никаких вопросов со стороны профсоюзной организации и контрольно-надзорных органов, в него следует включить следующую информацию:

  • наименование организации;
  • основания ее ликвидации (например, решение учредителей);
  • дата увольнения;
  • число увольняемых работников.

Уведомление следует направлять так, чтобы было подтверждение его получение (например, ценным письмом с описью вложения). Оно будет необходимо, если возникнуть претензии по трехмесячному сроку.

Если не получается самостоятельно составить документ, для его составления можно использовать образец: 

Бланк по теме: Образец уведомления профсоюза о ликвидации предприятия Посмотреть Скачать

Еще больше полезной информации о взаимодействии с профсоюзом при ликвидации организации - в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Уведомление службы занятости

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» юрлицо при принятии решения о ликвидации уведомляет службу занятости не позднее, чем за 2 месяца до увольнения работников. Предприниматели при прекращении деятельности направляют уведомление не позднее, чем за 2 недели.

Ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 устанавливает, что уведомление службы занятости должно содержать следующую информацию об увольняемых:

  • должности;
  • профессии;
  • специальности и квалификационные требования к ним;
  • условия оплаты труда.

Данные предоставляются по каждому конкретному работнику.

Уведомление ЦЗН осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минтруда РФ от 26.01.2022 № 24 по форме, установленной Приложением № 1 к приказу. 

Она довольно обширна, и требует включения дополнительных данных, не установленных ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (например, пола работников, с которыми расторгается трудовой договор).

Заполненная форма направляется почтой, нарочным или посредством личного кабинета работодателя на сайте edu.rosminzdrav.ru.

Уведомление работников о ликвидации организации

В соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан письменно под подпись предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией юрлица или прекращением деятельности ИП. Это необходимо сделать не позднее, чем за 2 месяца до прекращения трудовых отношений.

Важно, чтобы работник лично принял документ и расписался за него. Направление почтой или иными средствами связи не допускается.

Образец уведомления работников о об увольнении в связи с ликвидацией предприятия

Действующие нормативные акты не устанавливают формы уведомления работников о ликвидации предприятия, поэтому документ составляется в свободной форме. Главное, указать в нем все юридически значимые факты (например, дату, основания увольнения). Образец составления предупреждения можно скачать у нас на сайте:

Бланк по теме: Образец уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации Посмотреть Скачать

Издание приказа об увольнении – образец

Приказ об увольнении составляется по форме Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004. Это стандартная форма, которая применяется при расторжении трудового договора с работником по любым причинам. Единственное отличие при ликвидации заключается в том, что в графе «Основание» необходимо указать прекращение существования организации со ссылкой на решение учредителей или арбитражного суда.

Обратите внимание: с 2013 года использование формы Т-8 является добровольным.

Это означает, что работодатель может составить документ в свободной форме. В этом случае понадобится указать в нем все юридически значимые факты. Для многих это сложно, поэтому для исключения ошибок лучше использовать форму. Заполнить ее гораздо проще, чем составить бумагу с нуля.

Образец приказа на увольнение в связи с ликвидацией организации-работодателя можно скачать на нашем сайте:

Бланк по теме: Образец приказа об увольнении в связи с ликвидацией предприятия Посмотреть Скачать

Сдача в архив документов по уволенным сотрудникам

Порядок хранения документов ликвидированных организаций установлен приказом Минкульта от 31.03.2015 № 526. Он распространяется и на бумаги, касающиеся уволенных сотрудников.

В соответствии с этим нормативным актом, документы постоянного хранения и документы по личному составу ликвидированных организаций должны передаваться в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

Увольнение в связи с ликвидацией в организации – пример записи в трудовой

В целом запись в трудовой книжке об увольнении в связи с ликвидацией не отличается от отметки о расторжении трудового договора по каким-либо другим основаниям. Ниже приведен примерный вид такой записи:

№ записи

Дата

Сведения о приеме на работу, увольнении

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

число

месяц

год

1

2

3

4

5

6

8

02

02

2023

Трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ

Приказ ООО «Мегаторг» от 02.02.2023 года № 115

Увольнение в связи с ликвидацией организации – выплаты

При увольнении по ликвидации предприятия выплаты производятся в последний день работы сотрудников (стат. 140 ТК). Полный расчет включает в себя следующие суммы:

  • Основная зарплата в соответствии с условиями трудового договора.
  • Долги по зарплате при их наличии.
  • Денежная компенсация за дни неиспользованного отпуска – как основного, так и дополнительного.
  • Выходное пособие в размере среднемесячной величины зарплаты – платится работодателем в течение 2 последующих месяцев, а при обращении работника в Службу занятости (в 2-недельный срок с момента увольнения) пособие выдается еще 1 мес. при условии, что специалист пока не трудоустроен.

Обратите внимание! Выплаты при увольнении по ликвидации предприятия перечисляются на карту или выдаются наличными средствами.

Статья по теме: Положена ли компенсация за неиспользованные отгулы при увольнении Сотрудник уволился, не успев использовать все положенные ему отгулы. Суд разбирался, должен ли работодатель выплатить компенсацию за них. Подробнее

Увольнение работников при ликвидации ИП

В ИП, как и при ликвидации предприятия, сотрудники увольняются и выплачивают им те же предусмотренные трудовым законодательством РФ гарантии и компенсации. Индивидуальный предприниматель в общепринятом порядке уведомляет Службу занятости, профсоюзы и персонал, издает приказы и выполняет записи в трудовых книжках.

Процедура не имеет каких-либо отличий и проводится всеми ИП, имеющими трудовые взаимоотношения с наемными работниками.

Статья по теме: Какие документы нужны для закрытия ИП Подробнее

Можно ли уволить беременную в связи с ликвидацией

Ст. 261 ТК РФ напрямую указывает, что расторжение трудового договора с беременной по инициативе работодателя запрещено. Однако она же называет исключение - ликвидацию организации.

Таким образом, беременные при ликвидации юрлица увольняются на общих основаниях.

Статья по теме: Увольнение беременной женщины Увольнение беременной женщины допускается по ТК РФ только при определенных обстоятельствах, в том числе по инициативе работодателя. Рассмотрим, в каких случаях это можно сделать в 2023 году. Подробнее

Можно ли уволить в связи с ликвидацией во время отпуска, декретного отпуска

Согласно ст. 81 ТК РФ увольнять во время отпуска нельзя. Однако установлено исключение для увольнения в связи с ликвидацией.

В соответствии с ч. 4 ст. 261 ТК РФ увольнение женщин в декрете по иницитаиве работодателя не допускается. Однако если оно производится из-за ликвидации предприятия, оно возможно.

Таким образом, при ликвидации компании можно уволить и находящегося в отпуске работника, и декретницу. 

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Увольнение
Ответы на вопросы по этой теме:
Как уволить мобилизованного при ликвидации организации?
Ликвидация организации, как и прекращение деятельности ИП, - основание для увольнения мобилизованного работника. Как уволить мобилизованного при ликвидации организации правильно,...
Оставить комментарий