Расходы на рекламу в налоговом учете

28.10.2020
0
Команда СП

Производство и распространение рекламы, преследующие цель развития рынка товаров и услуг, регулируется законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006. Налогоплательщики вправе учитывать расходы на рекламу своих товаров, работ, услуг при расчете налога на прибыль, либо налога при УСН «доходы минус расходы» (пп. 28 п. 1 ст. 264; пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом и те и другие руководствуются алгоритмом расчета, предусмотренном для исчисления налога на прибыль. Напомним особенности налогового учета (НУ) затрат на рекламу.

Ненормируемые расходы на рекламу в налоговом учете 2020

В НУ рекламные расходы подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Их общий список отражен в п. 4 ст. 264 НК РФ. К ненормируемым расходам относят:

  • затраты на рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, в т. ч. интернет, а также при видео- и кинообслуживании;
  • наружную рекламу (стенды, щиты), в т.ч. световую;
  • расходы на участие в ярмарках, выставках, экспозициях;
  • затраты на оформление витрин и залов демонстрации, выставок, кабинетов образцов;
  • расходы на уценку образцов товаров, утерявших при экспонировании свои первоначальные свойства;
  • изготовление каталогов, брошюр, информирующих неопределенный круг потенциальных клиентов о реализуемых товарах/услугах, товарных брендах, особенностях обслуживания, либо непосредственно о предприятии.

Ненормируемые затраты на рекламу в 2020 году признаются в НУ в полном объеме понесенных расходов. Отметим тот факт, что расходы на рекламу в интернете в налоговом учете фирма имеет право учитывать не нормируя. Следовательно, учесть в составе затрат на рекламу расходы по созданию сайта в полной сумме компания также вправе, поскольку интернет относится к телекоммуникационным сетям, а затраты на рекламу, распространяемую через них, не нормируются и при расчете ННП признаются полностью.

Нормирование расходов на рекламу в налоговом учете

В структуре нормируемых затрат на рекламу присутствуют расходы на другие виды рекламы, не перечисленные выше, но соответствующие критериям закона «О рекламе» (письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/58760 от 20.08.2018). В том числе нормируемыми являются затраты на приобретение/изготовление призов для вручения участникам массовых рекламных кампаний

Нормируемые расходы четко ограничены и уменьшают базу налога только в рамках установленного предела. Это 1% от выручки от продаж без учета НДС и акцизов, а для «упрощенцев» - 1 % от выручки, оплаченной покупателями и контрагентами.

В отличие от списка нормируемых затрат, перечень ненормируемых рекламных расходов закрыт, т.е. он не допускает дополнений. Учесть в составе рекламных расходов можно любые траты с признаками рекламных, не означенных в перечнях п. 4 ст. 264 НК РФ, но при этом они автоматически будут считаться нормированными. Например, затраты по доставке безадресных рекламных листовок можно отнести только к нормируемым расходам.

Затраты на рекламу учитывают в структуре прочих затрат по выпуску и реализации продукции. Если предприятие использует метод начисления, то подобные расходы признают в том периоде, когда реклама получила фактическое распространение (п. 1 ст. 272 НК РФ). Кассовый метод учета предполагает признание рекламных трат по факту их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Сумма выручки для нормирования учитывается нарастающим итогом в течение года, поэтому для компании возникает возможность переноса рекламных трат, не признанных в одном отчетном периоде (как не вписавшихся в норматив), на следующий период. Если выручки недостаточно, по окончании года остаток неучтенных нормируемых рекламных расходов на следующий налоговый период переносить нельзя.

Например, если выручка за год составила 5 млн. руб., а рекламные нормируемые расходы – 70 тыс. руб., учесть в течение года можно лишь 50 тыс. руб. (5 млн. х 1%), при этом остаток затрат (20 тыс. руб.) перенести на следующий год не получится.

Расходы на рекламу в налоговом учете: пример

Выручка предприятия от реализации услуг в первом квартале составила 1 920 000 руб. с учетом НДС 20% – 320 000 руб. В этом же периоде предприятием понесены рекламные расходы по продвижению продукции:

  • изготовление баннеров на сумму 18 000 руб.
  • создание сайта компании, рекламирующего выпускаемый продукт – 120 000 руб.;
  • проведено рекламное мероприятие с розыгрышем призов участникам, затраты по которому составили 60 000 руб.

Первые два вида затрат относятся к ненормируемым рекламным расходам. Третий вид нормируется, для чего следует рассчитать величину базы, т. е. уменьшить выручку на сумму НДС.

База составила – 1 600 000 руб. (1 920 000 – 320 000).

Лимит нормируемых затрат – 16 000 руб. (1 600 000 х 1%).

Таким образом, в НУ фирмы по итогам 1-го квартала будут признаны расходы на рекламу в сумме 154000 руб. (18 000 + 120 000+ 16 000).

Остаток непризнанных рекламных затрат в сумме 44 000 руб. (60 000 – 16 000) компания может учесть в следующих кварталах года, если они «впишутся» в 1% от выручки.

Допустим, величина выручки без учета НДС за 2 квартал составила 2 000 000 руб., следовательно, лимит нормируемых расходов по рекламе за квартал – 20 000 руб. (2 000 000 х 1%). Если компанией в этом периоде не производились другие нормируемые траты рекламного характера, то она вправе признать часть оставшихся непризнанными в 1-м квартале затрат в пределах 20 000 руб.

По итогам полугодия непризнанными расходами по рекламе остаются 24 000 руб. (44 000 – 20 000), которые компания сможет учесть в 3 и 4 кварталах при наличии достаточного объема выручки – не менее 2 400 000 руб. (2 400 000 х 1 % = 24 000).

Если же до конца года остаток нормированных рекламных затрат не будет учтен в налоговой базе, то перенести его на расходы следующего года уже не удастся. 

Оставить комментарий