Организация рабочего места руководителя

30.10.2023
0
Рабочее место – это зона, оснащенная необходимыми техническими и иными средствами для выполнения трудовой функции работников. Организация рабочего места – это грамотное и рациональное планирование и оснащение рабочей зоны. Правильная организация рабочего места руководителя и работников имеет очень важную роль - она помогает эффективно выполнять работу, устранить ненужные перемещения, рационально расходовать время на выполнение задач, уменьшить общую утомляемость.

Рабочее место руководителя: нормативы 

Руководитель всегда выполняет организационно-распорядительные функции. Следовательно, его рабочее место - офисное помещение. 

Требования к офисным помещениям установлены различными нормами, в частности: 

  • законом "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • СанПиН 1.2.3685-21 и т.д. 

Согласно общим требованиям, площадь кабинета руководителя должна быть порядка 20 квадратных метров, предпочтительно прямоугольной формы, с высотой потолков 2,83 - 3,25 метра.

Должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования: температура и состояние воздуха, влажность, чистота и т.д. Благоприятной температурой для работы в холодное время года считается температура 22-24 градуса, в теплое время года - 23-25, однако она может различаться в зависимости от энергозатрат трудящегося. 

При отклонении температуры воздуха выше или ниже допустимых пределов создается ситуация опасного влияния рабочей среды на здоровье и работоспособность человека, поэтому согласно санитарным правилам и нормам предусмотрено снижение времени нахождения на рабочем месте.

 

Статья по теме: Нормы температуры на рабочем месте - СанПиН Какая температура должна быть на рабочем месте — на этот счет имеются вполне определенные нормативы. В данной статье рассматривается, какой температурный режим устанавливается в рабочих помещениях, офисах зимой и летом в 2023 году по СанПин. Подробнее

Существуют нормативы и в отношении освещенности: 

Статья по теме: Норма освещенности рабочего места в офисе Нормы освещенности на рабочем месте по СанПиНу должны соблюдаться в обязательном порядке. В данном материале объясняем, какие они по состоянию на 2022-2023 годы. Рассказываем о минимально допустимой освещенности в люксах, а также о других требованиях актуальных нормативных актов. Подробнее

Еще больше полезной информации по теме - в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Оснащенность рабочего места руководителя 

Общих требований к оборудованию рабочего места нет, однако работодатель может зафиксировать собственные нормативы. 

Что касается оборудования рабочего места руководителя, стандартный набор оснащения выглядит следующим образом: 

  • рабочий стол; 
  • кресло; 
  • стол и сидячие места для посетителей; 
  • компьютер; 
  • принтер (сканер, шредер и т.д.); 
  • телефонный  аппарат;
  • шкаф для одежды. 

Это минимум. Дополнительное оснащение может быть предусмотрено локальными нормативными актами.  

Зонирование рабочего места руководителя 

Величина рабочего кабинета руководителя, его планировка, оснащение и т.д. завият от характера выполняемой работы. 

Важно: огромное значение имеет проходимость кабинета руководителя: количество посетителей за день, проводимые совещания и т.д. 

Поэтому перед оборудованием рабочего места необходимо изучить существующие типы офисной планировки и выбрать подходящую. 

Типы офисной планировки

У офисных помещений, где располагаются работники, можно выделить основные типы планировки:

  • Кабинетная - система, при которой основная площадь делится на отдельные помещения - кабинеты. К достоинствам такого типа планировки можно отнести комфортное размещение руководителей и сотрудников, низкий уровень шума. Однако данный тип планировки можно признать не самым бюджетным.
  • Открытая (open space) - планировка, при которой сотрудники располагаются в одном большом помещении. Такой тип планировки очень популярен последнее время, так как является достаточно бюджетным. Однако не стоит забывать, что при таком размещении работников необходимо предусмотреть хорошее освещение и кондиционирование воздуха. К минусам такого размещения стоит отнести отсутствие личного пространства и повышенный уровень шума, что приводит к снижению концентрации и быстрой утомляемости.
  • Ячеистая - это система планировки подразумевает  разделение общей площади помещения передвижными перегородками. Сотрудники имеют личное пространство, коммуникации между отделами не нарушены, руководитель может наблюдать за работой подчиненных.

Стоит иметь ввиду, что для определенных категорий работников установлены особые требования к условиям труда.

Так, рабочее место беременной женщины должно отвечать требованиям, установленным действующими санитарными правилами и гигиеническими рекомендациями: для женщин предпочтительно трудится на стационарных рабочих местах, по необходимости менять позу, нежелательно постоянно работать стоя или сидя. Исключены некоторые виды деятельности, например, работы на сквозняке.

Организация рабочего места руководителя

Особое внимание следует уделить организации рабочего места руководителя. От эффективной работы и решений руководителя зависит деятельность и успехи всей компании. Правильно организовать рабочее место руководителя очень важно. 

Несмотря на то, что многие начальники предпочитают не занимать отдельное помещение, под рабочее место руководителя рационально выделить отдельный кабинет. У такого решения есть минусы: коммуникация с подчиненными может быть нарушена, невозможно наблюдать за дисциплиной и рабочей обстановкой в коллективе. Однако плюсов гораздо больше: комфортное размещение, отсутствие постороннего шума, возможность организовать рабочее место по своему усмотрению.

Очень важно оснастить рабочее место руководителя необходимыми предметами мебели и единицами необходимой офисной техники. Кроме того, кабинет руководителя нередко становится и местом для совещаний: даже если площадь кабинета не позволяет разместить полноценный стол для заседаний и несколько стульев, необходимо предусмотреть стулья и кресла для посетителей, по возможности дополнительный стол. 

Специализация: Уголовное право, уголовный процесс, административное право, финансовое право, таможенное право

16-летний опыт работы следователем органов внутренних дел, в настоящее время - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин в высшем и средне-специальном учебных заведениях г. Челябинска. 

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Трудовые отношения
Оставить комментарий