Кто обязан вести трудовые книжки?

02.10.2019
0
Команда СП

До того момента, пока система сведений о трудовом стаже работника не будет полностью переведена в электронный формат, личные трудовые книжки будут оставаться основным документом о трудовой деятельности граждан. Ответственность за ведение трудовых книжек (ТК) и достоверность вносимых в них данных определена законодательно. Информацию о том, какими законодательными нормами определена ответственность за ведение ТК, кто обязан вести трудовые книжки согласно требованиям закона, и на основании чего осуществляются такие функции, вы найдете в этом обзоре.

Что говорит закон

Нормы статьи 66 Трудового Кодекса РФ устанавливают обязанность и ответственность работодателя по ведению трудовых книжек работников, проработавших в его подчинении свыше 5 рабочих дней, если эта работа для них является основной. Как трактовать эту правовую норму, и какие работодатели обязаны вести трудовые книжки в соответствии с ней?

С учетом современных экономическо-правовых реалий, под понятием «работодатель» в данном контексте подразумеваются:

  • юридические лица (предприятия и организации всех форм собственности);

  • физические лица – индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юрлица, и состоящие в трудовых правоотношениях с наемными работниками.

Обязанность оформлять, вносить сведения и вести учет ТК не распространяется на юридических и физических лиц, взаимодействующих с наемными работниками в рамках договоров ГПХ, а также на физических лиц, использующих наемный труд, но не имеющих статуса ИП.

Еще одна законодательная норма, которая учитывается при ведении трудовых книжек – Правила ведения и хранения ТК, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 225 от 16.04.2003 (ред. от 25.03.2013). Пункт 45 данных Правил также возлагает на работодателя обязанности по ведению, обеспечению сохранности, учету и обращению трудовых книжек работников.

Резюмируем: выше обозначенными правовыми актами (ст.66 ТК РФ и п.45 Правил ведения и хранения трудовых книжек) закон прямо указывает, что не каждый работодатель обязан вести трудовые книжки, а только юридические лица и ИП, которые несут ответственность также за их хранение, выдачу, учет и достоверность вносимых данных. Обычные физлица (не ИП) не ведут трудовые книжки на работающих у них граждан.

О чем свидетельствует практика

Несмотря на то, что закон определяет работодателя в качестве лица, обязанного вести ТК сотрудников, в реальности не часто можно встретить ситуацию, когда руководитель (он же – работодатель) лично занимается оформлением и учетом трудовых книжек, особенно когда речь идет о предприятиях многочисленным штатом и большим перечнем профессий и специальностей. Так кто же в таких случаях ведет трудовые книжки?

В общепринятой практике, обязанность ведения трудовых книжек работодатель делегирует:

  • должностным лицам, осуществляющим кадровый учет на предприятии (типично для крупных организаций);

  • лицам, ответственным за делопроизводство и документооборот (обычно на небольших производствах);

  • любому сотруднику, уполномоченному на данную деятельность (в малочисленных компаниях).

Однако следует помнить, что к работе по ведению трудовых книжек сотрудник не может быть привлечен по устному распоряжению работодателя. Допуск должен быть оформлен соответствующим образом, т.е., если оформление и учет ТК осуществляет:

  • штатный работник кадровой службы – в его должностной инструкции, в перечне функциональных обязанностей должен быть отражен пункт о ведении ТК. Причем, эта должностная инструкция должна быть утверждена руководителем, согласована с профсоюзом (при наличии) и внесена в номенклатуру дел предприятия;

  • уполномоченный сотрудник (таковым может являться любое должностное лицо из числа служащих – секретарь, бухгалтер, делопроизводитель и проч.) – работодатель должен издать приказ по предприятию, о вменении в обязанность данной функции и ответственности сотрудника за достоверность сведений и качество работы.

Для выполнения данной обязанности, лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, должно ориентироваться в трудовом праве, иметь навык работы с кадровой документацией, знать порядок ведения и хранения ТК.

Читайте также: Как правильно заполнить трудовую книжку

Важное дополнение - при издании распоряжения о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек (речь об уполномоченных сотрудниках), в приказе должно быть оговорено право подписи под вносимыми сведениями, т.е.:

  • либо оставить это право исключительно за руководителем – тогда сотрудник будет приносить ТК всех высвобождаемых сотрудников с записью об увольнении на подпись руководителю;

  • либо оговорить в приказе полномочия сотрудника на заверение личной подписью вносимых записей.

Читайте также: Приказ о хранении трудовых книжек: образец

Об ответственности работодателя

Делегирование руководителем обязанностей по ведению трудовых книжек должностному или уполномоченному лицу не снимает ответственности работодателя, предусмотренной законодательством. Независимо от того, кто по факту вносит записи о трудоустройстве, перемещениях и увольнении работника в трудовую книжку, работодатель:

  • обязан возместить работнику материальный ущерб, в случае если уволенный сотрудник не смог трудоустроиться на новое место работы ввиду нарушения сроков выдачи ТК, а также недостоверности или неправильности внесенной в трудовую записи об увольнении (ст.234 ТК РФ);

  • несет административную ответственность, сопряженную со штрафными санкциями (ст. 5.27 КоАП РФ), если ведение трудовых книжек осуществлялось с нарушениями норм трудового права.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий